«Морошка для Пушкина»: fine dining за потайной дверью
В обстановке строгой секретности, столь милой отцам-основателям Tre Bicchieri, в здании старинного рынка Кваренги на Мойке, 3 приоткрылись двери нового ресторана современной русской кухни с датским акцентом.
«Здесь дают морошку для Пушкина?» — мой голос тих и печален: третий день я бегаю вдоль стен Круглого рынка в попытках найти вход. И я все еще не верю, что полуподвальная дверь цвета светлой лососины — или, выражаясь языком винолюбов, цвета бедра испуганной нимфы — оказалась искомой и я наконец попала в новый ресторан. Симпатичные юноша и девушка улыбаются. Сдержанно. «Да, а у вас есть резерв?» Я раздражаюсь: «А у вас есть номер, по которому можно это сделать?». И пытаюсь шутить: «И вообще, я назвала пароль, но отзыва не услышала». Напряжение спадает, девушка парирует: «Морошка сегодня по сходной цене». И забирает мое пальто.
Потом меня ведут по причудливой дуге коридора с изображениями северной природы углем на белых стенах. Мы поднимаемся на уровень улицы и через уютную комнату с креслами и винными полками попадаем в небольшой зал в стиле 60-х. Двадцатого века. Ничто, кроме свечей в высоких латунных подсвечниках, о пушкинских временах не напоминает. Но лаконичный интерьер с удобными полукреслами на тонких ножках и изящными круглыми столами без скатертей странным образом не только не противоречит имени поэта, но и кажется единственно возможным для него, живи он в наше время.
Создатели
Tre Bicchieri — ресторанная группа (Big Wine Freaks)
Роман Палкин — шеф-повар (Tre Bicchieri)
Sabrina Bignami, Alessandro Capillaro (b‑arch) — дизайн
Михаил и Лиза Смирновы — роспись стен углем
В зале вопрос о резерве выглядит издевкой: занят лишь один стол, у которого официантка тихо рассказывает гостям о последней просьбе раненого Пушкина, пославшего на Круглый рынок за моченой морошкой. Про себя я злобно думаю, что если слуги Пушкина искали вход на рынок так же долго, как и я, то понятно, почему ее так долго не несли. Вскоре пара уходит, и я остаюсь одна — на весь вечер. При этом «хозяев» в зале ровно в пять раз больше, чем гостей — то есть, меня.
Подавшая меню официантка поясняет, что официально они еще не открыты. Тестовый режим, впрочем, на ценах блюд никак не сказался. Съестных позиций немного, все пока напечатано на листках формата А4, и каждый раздел предварен строчкой из Пушкина.
Заказываю на закуску подкопченного муксуна с креветкой, медом, лимоном и каперсами (700 руб.), а в качестве основного блюда — угря с гречкой, спаржей и чернилами каракатицы (1300 руб.). Полистав объемную винную карту, радуюсь, что я за рулем, и под этим предлогом можно не брать вино: карта столь же хороша, сколь и дорога (выбор от редких марок шампанского и до крымских вин Павла Швеца). Преобладает Франция (что естественно, зная отношение Александра Сергеевича ко всему французскому), но есть и Италия, и Германия — последняя с впечатляющей подборкой рислингов. Услышав мой вздох, девушка-сомелье предлагает угостить меня одним из них, и, сделав глоток, я смотрю на нее с обожанием. Бокалы ручной работы Zalto DenkArt (32—35 евро за штуку, если кто не знает) уже не намекают на уровень ресторана, а почти колокольно звонят о нем.
Три факта о ресторане
- Ресторан расположен в старинном здании знаменитого Круглого рынка Джакомо Кваренги (1790 г.).
- Это первый «русский» проект группы Tre Bicchieri.
- Тут одна из лучших винных карт с огромным разделом редких шампанских и игристых вин.
Гастрономических доказательств тоже ждать долго не приходится. Прозрачные слайсы муксуна, выложенные со скандинавской экономией и геометричностью, украшенные тонкими креветочными лентами, белой яблочной крошкой и каплями соуса в форме каперсов (и с их же вкусом, сдобренным медом и лимоном), легко накручиваются на вилку вместе со всем своим сопровождением. Во рту ингредиенты не только сливаются в экстазе друг с другом, но и вызывают сходные чувства у вкушающего.
Кусочки поданного вслед за муксуном угря возвышаются над белой пенкой из биска, являясь лишь верхушкой айсберга, в основании которого лежит черное гречотто, приготовленное с чернилами каракатицы. Описывать сочетание остро-сладкого маринада, в котором держали угря, с солоноватым маслянистым гречотто и ярким биском — все равно что описывать сокровища, которые можно купить за звон монет. Вульгарные восклицания типа «отвал башки», «вынос мозга» и «праздник желудка» мне уже вроде не к лицу, но соблазн его потерять велик.
- Муксун, креветка, мед, лимон, каперсы — 700 руб.
- Угорь, гречка, спаржа, чернила каракатицы — 1300 руб.
- Ревень с йогуртом, базилик, белый шоколад — 360 руб.
Роман Палкин, шеф-повар:
«Я не стремлюсь поразить какими-то особыми блюдами и опираюсь прежде всего на продукт. Его хочется представить в самых разных видах, показать все, на что он способен. В моей кухне чувствуется скандинавское влияние, что неудивительно, ведь мне посчастливилось поработать в Дании».
Окончательный удар наносит сам шеф, появившийся вместе с десертом — ревенем с йогуртом, базиликом и белым шоколадом. Осмотр тарелки напоминает процедуру оценки на кулинарном конкурсе, когда обращаешь внимание на многообразие использованных кулинарных техник. Вот собственно йогуртово-ревеневое суфле, похожее на панакоту, вот чипсы из белого шоколада, вот миниатюрные macarons, вот пенка из красного базилика. Все еще хотите, чтобы я описала вкус?
Зачем идти
- Познакомиться с модными скандинавскими веяниями в российском исполнении
- Попробовать редкие вина под закуски соответствующего уровня
В ожидании кофе я задумываюсь, к чему бы придраться. Слишком маленькие порции компенсированы количеством восхитительного хлеба в сопровождении свежеспахтанного масла — воздушной сливочно-сметанной массы с зелеными вкраплениями масла петрушки. Странная манера класть все приборы справа (новая идиотская мода гастропабов, совершенно неуместная в гастрономическом ресторане) скрашена подачей деревянного ножа для масла и деревянной ложечки для кофе. Ну а аромат и вкус поданного эспрессо подняли бы со смертного одра и самого Пушкина — и глядишь, он бы дожил до открытия «Морошки». Пусть даже самой морошки ни в каком виде в меню нет: авторы нового заведения предлагают ее оставить для поэта.
Материалы Restoclub Review не являются рекламными. Журналист посещает заведение инкогнито и за счет редакции. Представленное в статье мнение основывается на субъективных впечатлениях автора и информации, полученной от представителей заведения после визита.
Фотографии: Антон Кузнецов
4 комментария
- Все упоминания о поэте, на мой взгляд, бестактные, грубоватые.
Была в ресторане по приглашению.Исторический факт, на экскурсии на Мойке 12 рассказывают, что Пушкин ел морошку со словами."Ах как это хорошо!"- Немного не так.
Жуковский : "Он открыл глаза и попросил моченой морошки . Когда ее принесли, то он сказал внятно: "Позовите жену, пускай она меня покормит". Она пришла, опустилась на колени у изголовья, поднесла ему ложечку-другую морошки , потом прижалась лицом к лицу его; Пушкин погладил ее по голове и сказал: "Ну, ну, ничего; слава Богу; все хорошо! поди".
То есть это не морошка хороша, да еще с восклицательным знаком, а такие утешительные слова, ни о чем.
- так со временем и найдется образ русской кухни. если по италии, востоку и японии у нас уже есть свои стереотипы, то русская кухня пока остается загадкой. в каком-то комментарии и кажется, Борис, упомянул однажды, что русскую кухню отличает способ приготовления блюд. в Питере же пока это либо ассоциации на водку, либо на русских поэтов. но все равно лучше чем ничего, особенно радует что рестораны открывают)
- Да, Виктор, согласна. И к тому же поиски направлены не только в сторону новой русской кухни, но и оригинальной петербургской - с естественным влиянием на нас Скандинавии и Европы в целом. И такие рестораны, как "Морошка", подводят нас к правильному ответу, ведь питерская кухня не может быть повторением московской или нижегородской.