1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Интервью/
  4. Ресторанная критика

Ресторанная критика

Какой должна быть ресторанная критика, и существует ли она в Петербурге? Мы обсудили это с четырьмя рестораторами и составили общую картину мнений.

После того как мы провели первый круглый стол на тему ресторанного кризиса, было решено сделать эти встречи регулярными, образовать своего рода клуб, где можно было бы обсуждать актуальные для ресторанного бизнеса темы, постепенно расширяя круг участников дискуссий. На этот раз мы собрались на втором этаже Villa Zimaleto и пригласили еще одного участника – Александра Затуливетрова.  

Тему выбрали довольно непростую – ресторанная критика. Дело в том, что ее часто понимают по-разному. Путают с отзывами, которые оставляют гости ресторанов, с ресторанными обзорами, главная цель которых дать основную информацию о новом месте, хотя они могут и содержать критические замечания.
 
Ресторанная критика – это подробный разбор и анализ плюсов и минусов ресторана, сделанный журналистом, обладающим достаточном багажом знаний о ресторанах и гастрономии. Она может принимать разную литературную форму, но суть ее – в экспертном анализе.
 
В России культура ресторанной критики еще в процессе становления, как и ресторанная культура в целом. В связи с этим возникает множество вопросов. 
 
Двигает ли существующая критика ресторанный прогресс, есть ли качественный ресторанный анализ в Петербурге, в чем отличие критики от критиканства и профессионала от простого foody – актуальность этих вопросов растет с количеством статей и «холиваров» в комментариях под ними. Как к этому всему относятся те, о ком речь?
 
К идее критиковать критиков участники отнеслись с юмором – Леонид Гарбар сразу подбил всех надеть черные очки и принять анонимный вид.

 

 
Участники дискуссии:
  • Леонид Гарбар – вице-президент Stroganoff Group
  • Владимир Спирин – совладелец ZimaLeto Group
  • Александр Галиев – управляющий партнер ресторанов «Шатер» и Café Berlin
  • Александр Затуливетров – совладелец заведений «Свитер с оленями», Buterbrodsky bar, «Мыженаты»
 
Модератор:
  • Маргарита Беляева – главный редактор Restoclub.ru
 
На фото (слева направо): Александр Затуливетров, Александр Галиев, Леонид Гарбар, Владимир Спирин,
Александра Армеева, Маргарита Беляева, Екатерина Толстая

Маргарита Беляева: Ресторанная критика активно муссируется среди журналистов: что это такое, есть ли она у нас, кто ее правильно делает, а кто неправильно. И сейчас хочется услышать мнение критикуемой стороны. Вы в принципе следите за тем, что пишут?
 
Леонид Гарбар: Следить было бы интересно за профессионалами, а у нас мало профессионалов с большой буквы «П».

Владимир Спирин: Вопрос: а что такое ресторанная критика вообще? Откуда эти демоны берутся? Такой, как я понимаю, специальности нет, то есть это человек, который сам себя обозвал ресторанным критиком, правильно?

 


Леонид Гарбар: Чисто технически да, но дальше вопрос эрудиции и профессионализма в ресторанном деле. Смотри, неплохо пишет Коварская, неплохо пишет Грозный, неплохо пишет Тамара Иванова-Исаева. Это я про печатное слово хотя бы на каком-то ресурсе, который называется, скажем, фонтанка.ру, а не живой журнал Ивана Ивановича.
 
Александр Галиев: В «Коммерсанте» был кто-то, в «Уикенде».

Леонид Гарбар: Так все, он уже не выпускается у нас, вместе с ним ушла и ресторанная критика. Там писала Коварская. У того же Грозного в «ДП» больше не критика, а краткий анализ того, что он увидел, включая меню. Обзор, скорее.
 
Маргарита Беляева: А, например, такие, как критик Борис?

Леонид Гарбар: Кто такой Борис?

Александр Галиев: Ну, это Борис-критик, популярный блоггер. Я действительно отношусь с большим уважением к его желудку и печени (смеется). Бориса можно подозревать в ангажированности, обсуждать его субъективное мнение, но это, пожалуй, единственный человек, отмониторивший на себе такое невероятное количество проектов! А это огромный массив информации. Его читают.
 
Александр Затуливетров: Проблема в том, что в нашей стране так получилось, что все знают, как заниматься политикой, играть в футбол и открывать рестораны. Эти три вещи будоражат всех и каждого. Сначала массово все занимаются политикой, потом футболом раз в неделю – кого надо было заменить и на какой минуте, ну а в свободное время все начинают обсуждать рестораны и считают себя ресторанными критиками.

 


Леонид Гарбар: Ну, то, что ты делаешь три раза в день, легко критиковать (смеется). Очень много субъективного, такого, знаете, «от я», то есть здесь уже идет прямая «вкусовщина»: «Это вкусно – да, но мне это не нравится». Либо вот я сталкивался: когда открылся стейк-хаус, я понял – слава богу, что не все дома готовят стейки. Как только же я открыл русский ресторан, сразу началось: «А вот у меня бабушка борщ делает по-другому». Я говорю: «Так борщ вкусный?» – «Вкусный, но у меня бабушка по-другому делает». Так давно не был у бабушки, сходи! Сколько бабушек – столько и рецептов. Индивидуальный, домашний борщ – это не ресторанный, он совершенно другой. И так почти с каждым блюдом было, за исключением киевской котлеты, наверное, которая в домашних условиях плохо готовится.

Жаль, что и в критике такое мелькает иногда. А ведь тут нужно, на мой взгляд, максимально отходить от поговорки «на вкус и цвет товарища нет». Допустим, я не ем киви, у меня аллергия, значит, если я буду критиком, то я, получается, буду критиковать плохо все, что связано с киви. Но кому-то ведь нравится. И вот точно так у кого-то мог быть плохой опыт с каким-то блюдом: неправильно закусил в юности, выпил после этого много портвейна, или у человека плохая реакция на оливье, потому что горошек застревает в носу – извините, это анекдот такой был (смеется). Я это все к тому, что критик должен быть как бы «над», и у него обязательно должен быть хороший вкус.

 
Леонид Гарбар (Stroganoff Group)


Владимир Спирин: Вкус, опыт, возможность сравнивать с лучшими мировыми аналогами. У многих критиков не сильно обширный географический ареал обитания.

Александр Галиев: Ну, сейчас-то ареал обитания расширяется, поэтому все больше критики.
 
Леонид Гарбар: Но вы же понимаете, что если привезти, скажем, из Венесуэлы какое-то блюдо и попытаться собрать его здесь из наших продуктов, вряд ли получишь тот же вкус, который был в Венесуэле. И критик должен это тоже понимать – воздух другой, вода другая. Это же всегда загадка была для иностранных поваров, почему они берут те же продукты, а из них получается не привычная для них паста, а неизвестно что.

Владимир Спирин: У нас был случай, приехал тайский повар, очень спокойный мужчина, хотел приготовить дим сам (это не совсем тайская история, но он сказал, что я, мол, их прекрасно умею делать). И отправился на рынок искать, если не ошибаюсь, крахмал. Казалось бы, простейшая вещь. В результате – две недели поисков правильного крахмала, и спокойный таец превратился в черта, залепил куском какого-то недополучившегося теста в стену и сказал: «Я не понимаю, почему здесь у меня не получается это блюдо». Он в результате сделал вкусно, но этот простой продукт мы искали очень долго, и аутентичность все равно стопроцентная не удалась – мы попали на процентов 80.

 
Владимир Спирин (ZimaLeto Group)
 

Александр Галиев: А я, например, вчера сижу на веранде в «Шатре». Девочки пришли, одна: «Давай возьмем том-ям», – другая ей: «Нет, не бери, он тут не такой, как в Тайланде». Да, он действительно не такой, как в Тайланде! Из тех ингредиентов, которые можем здесь себе позволить, мы пытаемся сделать его вкусным, нашим, авторским, но, безусловно, на Пхукете он иной, его делают другие руки в другом тазике с другой водой. Критика должна быть объективна к обстоятельствам и не переходить в критиканство.

Леонид Гарбар: Правильно – тот, кто описывает это со стороны, должен понимать, что невозможно на 100% воссоздать оригинальный вкус блюда из далекой страны. Это наше пожелание к критике.

 


Владимир Спирин: Другое дело – обслуживание. Тут спорить не с чем, если тебя обхамили, недоброжелательно обслужили, то это головная боль владельца заведения и перечеркивание тысяч, десятков и сотен тысяч рублей, вложенных в рекламу. Один плохой официант – и об этом знают все. В данном смысле критика нужна – она бодрит.

Леонид Гарбар: Кстати, самый массовый и народный международный ресурс с отзывами – это tripadvisor. Там пишут со всех стран мира.

Александр Галиев: Да-да, хороший ресурс. Кроме того, социальные сети, инстаграм, фэйсбук тоже дают какую-то пищу для размышления.
 



Леонид Гарбар: Кое-что есть в «Собаке», но там не критика, а, скорее, рекламный рассказ.

Александр Галиев: Все это формирует некий фон, поэтому нужно отслеживать, слушать, слышать. Это всегда интересно и полезно для меня. Реакция со стороны ресторанов должна быть – особенно в том, что касается сервиса. Володя прав, такая критика в любом случае нужна.
 
Маргарита Беляева: Александр (Затуливетров – прим. ред.), когда я вам звонила, вы сказали, что это очень актуальная для вас тема. Вы активно следите за тем, что происходит?

 

 
Александр Затуливетров: У меня из всех присутствующих наибольшая неприязнь к критике, так как за два месяца два заведения подверглись едва ли не обструкции. Кто бы что ни говорил – конечно, мы следим за тем, что пишут, аккуратно или неаккуратно ненавидим всех критиков (во всяком случае, я). Самое важное качество, которое должно быть у этого человека, – уважение к чужому труду. Очень часто критик просто не понимает, как рождается ресторан, сколько каждый из нас вкладывает туда сил, души и денег. А в результате я знаю, какой для него том-ям будет вкуснее – том-ям за 100 рублей! А если за 50 рублей, то он вообще будет «абсолютно тайским» (смеется). Поэтому, кроме перечисленного хочу добавить, что критик должен быть обеспеченным человеком, способным сравнивать заведения разного ценового формата и понимать отличие: хипстерское заведение и ресторан класса «люкс» имеют право давать абсолютно разную трактовку того или иного блюда.

Леонид Гарбар: Я добавлю: и критик должен быть сытым. А то сейчас у нас если отказываешь ресторанному обозревателю в просьбе «поесть», могут уже только по этой причине написать плохой отзыв.

 


Александр Затуливетров: У меня на днях был случай. Мы подаем в «Мыженаты» свиные ребра без ограничения – это полкило мяса сразу и потом еще сколько угодно, пока человек не лопнет. И вот приходит мужчина худой, ну очень худой, заказал одну порцию, за ней сразу вторую; съел все, заказал третью. По факту умял 1,5 килограмма жира с мясом. Мне стало страшно. А потом вышел и сказал: «Ну и дрянь они у вас». И написал об этом, спросив еще: «Вы специально сыпете чили больше в каждую порцию»? Пришлось сделать вид, что да, чтобы он больше не приходил.

Леонид Гарбар: Это хороший способ для безлимитки, надо запомнить. 
 
 
 

Александр Галиев: Леонид Петрович, маленькая ремарка: вспомнил, безлимитку в «Палкине» делали – пришел Коля Валуев, сожрал 48 устриц.

Леонид Гарбар: Какие 48 – больше! Он больше ста съел.

Александр Галиев: Ну, в общем, безлимитка на этом закончилась. Но это все шутки. Хочу сказать вот что еще. Нужно все же разобраться в понятии «критик»! Это популярный блоггер, который пишет в social media, или это те пять человек на весь город, которые представляют официальную прессу?

 
Александр Галиев («Шатер» и Café Berlin)
 
 
Маргарита Беляева: Вот вы для себя разделяете то, что пишут в издании, и то, что написал, например, блоггер?
 
Леонид Гарбар: Официальные хоть не скрываются под кличками, никнеймами, погонялами. Например, Анна Коварская – это не 341ХЦПСВ. С какой стати я должен доверять мнению человека, который скрывает свое истинное имя? Я не скрываю свой ресторан. Поэтому к блоггерам у меня своеобразное отношение – караван идет.
 
Маргарита Беляева: Ну а с другой стороны, мы же все прекрасно понимаем, что журналисты, пиарщики, рестораторы – это одна тусовка, все друг с другом общаются, неизбежно складываются приятельские отношения, которые в конечном счете могут влиять на объективность. Бывает такое, что ресторан получает «приукрашенную» рецензию совершенно не потому, что журналист продажный или чего-то не понимает, или на него надавил отдел продаж, а просто потому что он дружит с этим ресторатором, он ему скорее о каких-то недостатках приватно скажет, но при всех «громить» не будет. Поэтому, на мой взгляд, анонимность как раз критике на руку, она дает большую свободу и объективность.

Есть еще история с критикой рестораторов рестораторами. Помните прецедент с Бокучава и Мнацакановым? (Екатерина Бокучава написала рецензию на ресторан Арама Мнацакакова «Пробка», которая вызвала массовые обсуждения в сети – прим. ред.). Многим он очень не понравился, и они посчитали это нарушением профессиональной этики. Вы что, кстати, думаете по этому поводу?

 


Леонид Гарбар: Да, это нарушение профессиональной этики. А вы заметили, какое слово мы чаще всего повторяем в нашей беседе? Профессионализм! Хорошо, пусть у блоггера будет ник – пожалуйста. Если я вижу профессиональный язык, я буду доверять даже критику-анониму. Но это должны быть профессиональные термины, достойный анализ. Нельзя, например, писать, как мне как-то попалось, что «листья салата промазаны»... Чем они могут быть промазаны? Я никогда не видел кисточек, которыми промазывают листья салата ромейн в «Цезаре».

Александр Затуливетров: Я тоже прочитал недавно: «Яйцо пашот не докрутили».

Леонид Гарбар: Ну, вот что это? Яйца пашот крученые, да? Естественно, когда ты встречаешь такое количество непрофессиональных терминов, жутких слов, и все это еще безграмотно написано, удивляешься, как человек может критиковать, описывать свои ощущения, если он не владеет русским языком. По профессии критик должен быть филологом с хорошим вкусом.

Александр Галиев: Это опыт, кругозор, география, поездки, постоянная заточка рецепторов, постоянный эксперимент.

 


Леонид Гарбар: Бывает врожденное чутье, но вкус развивается. Вот поднимите руки, кому с первого раза понравились устрицы. А на двадцатый, на тридцатый раз ты начинаешь ощущать нюансы. Ты можешь понять, почему устрица на берегу Атлантического океана одна, а на берегу Финского залива совершенно другая по вкусу, хотя сорт тот же. Но чтобы это осознать, нужно хотя бы штук сто их съесть – если сказать сто раз «халва», во рту сладко не станет.

Александр Галиев: Как Николай Валуев. Штучек сто нужно съесть.

Леонид Гарбар: Ты про Валуева-то поаккуратней, он же и в голову может дать.

Александр Галиев:  А я буду под ником АГ77 (смеются).

 


 
Маргарита Беляева: Еще такой важный момент – нередко критика публикуется в первый месяц работы ресторана, при том что работа «отстраивается» минимум за 2-3 месяца. Здесь есть разные мнения по поводу того, сколько нужно ждать перед тем, как идти: месяц, полтора или больше. Вы что скажете? 

Александр Затуливетров: Оптимально как раз 3 месяца после того, как ресторан встал на рельсы. А до этого получается ситуация, что нам пишут спустя 2 недели работы ресторана, какая у нас неслаженная работа команды. Так мы сами прекрасно это знаем! Она и не может быть слаженной, когда ты только открылся. Понятно желание журналиста написать свою статью побыстрее, а еще лучше – первым, но также необходимо знать и понимать технические нюансы ресторанного бизнеса, особенно на его старте. В этом и есть настоящий профессионализм.

144 комментария

  • Вит. Ничипорук
    Вит. Ничипорук  → Редактор  6 августа 2014 в 21:46
    Ценитель
    7 отзывов 49

    фотка с очками просто супер!

  • А. Л. Киселёв
    А. Л. Киселёв  → Редактор  6 августа 2014 в 23:16
    Лишен доступа к сайту
    0 отзывов 15

    Очень часто критик просто не понимает, как рождается ресторан, сколько каждый из нас вкладывает туда сил, души и денег. А в результате я знаю, какой для него том-ям будет вкуснее – том-ям за 100 рублей! А если за 50 рублей, то он вообще будет «абсолютно тайским» (смеется). Поэтому, кроме перечисленного хочу добавить, что критик должен быть обеспеченным человеком, способным сравнивать заведения разного ценового формата и понимать отличие: хипстерское заведение и ресторан класса «люкс» имеют право давать абсолютно разную трактовку того или иного блюда.
    Боже ((( Все эти розовенькие мечты, чтобы тебя окружали только красивые люди , чтобы принцессы пукали не иначе, как фиалками - путь в НИКУДА , в болото. Хотя кто это всё сказал - СВИТЕР С ОЛЕНЯМИ ? Ну да , точно болотце, в которое превратилось неплохое вначале заведение

  • blondie_22
    blondie_22  → Редактор  6 августа 2014 в 23:18
    Гурман
    19 отзывов 4321

    Очень занятно читать подобное обсуждение на сайте, который БУКВАЛЬНО СДЕЛАЛИ И ПОДНЯЛИ С КОЛЕН, рестораторы, которые ходили в другие рестораны , ели, писали отзывы и ставили отметки!!! Не вижу никакой "беды" в том, что я, под своим именем, а не под псевдонимом пишу отзыв о другом ресторане! Как-то раньше это всех устраивало:))) Прошу не забывать еще о том, что лично я , в отличии от всех ( кроме одного) участников круглого, так сказать стола, сама стою у плиты , последние 4 года и "за пазухой " держу диплом профессионального журналиста и критика ( правда театрального) ! Но! Критика, она и Африке критика! Улыбайтесь господа! Придумывайте, как будете теперь обновлять меню, в контексте новых законов! Peace!

  • Sunlana
    Sunlana  → Редактор  7 августа 2014 в 00:19
    Гурман
    57 отзывов 2664

    Сначала лучший блогер июля, потом этот "редакторский" материал. Уважаемая редакция, как вам кажется, это стимулирует появление отзывов, над которыми сначала работают, а потом читают?
    А еще "критика, действительно, и в Африке критика. Даша Цивина, которая первой начала писать критические заметки о ресторанах в юном Коммерсанте, тоже театральный критик.

  • вале-рио
    вале-рио  → Редактор  7 августа 2014 в 08:01
    Гурман
    38 отзывов 1486

    ну хоть в стекле битом венесуэльский вкус поискать шанс даден..

    • Sunlana
      Sunlana  → вале-рио  7 августа 2014 в 08:52
      Гурман
      57 отзывов 2664

      Здорово.
      Я из-за Вас прям с утра вспомнила.
      Город выглядит как толчея фарфора
      И битого хрусталя.

      Обычно куда более неприятные вещи на ум приходят :)

      • вале-рио
        вале-рио  → Sunlana  7 августа 2014 в 09:37
        Гурман
        38 отзывов 1486

        да этот опорный сигнал (по Шалве Амонашвили) надолго запомнится..
        вопреки желанию.

      • AV
        AV  → Sunlana  14 августа 2014 в 01:34
        Гурман
        22 отзыва 3203

        Как с Вами приятно и интересно иметь дело.
        Вспомнил о своих долгах, надо писать, а то уже стыдно.

        • Sunlana
          Sunlana  → AV  14 августа 2014 в 10:39
          Гурман
          57 отзывов 2664

          Надо. :)
          И спасибо.

          • AV
            AV  → Sunlana  17 августа 2014 в 01:06
            Гурман
            22 отзыва 3203

            У меня теперь новые обстоятельства: мне теперь ходить в заведения господина З. опасно, он обещал мне сделать урологический массаж паяльником, правда редакция его офер удалила.

            • Sunlana
              Sunlana  → AV  17 августа 2014 в 10:39
              Гурман
              57 отзывов 2664

              Я этого не видела, видела только вполне сдержанный пост с предложением объясниться. С телефоном. Который провисел без ответа несколько часов.
              Вы не находите, что эмоционируете в одиночестве, т.е. без обратной связи, т.е. бессмысленно? (Ну, если не считать смыслом реплики особо эмоциональных персонажей.)
              И еще. Вы ж, вроде, уже ходили к А.З. Или материала для художественных пр-ий недостаточно?

              • AV
                AV  → Sunlana  17 августа 2014 в 17:13
                Гурман
                22 отзыва 3203

                Оказалось, что у меня определенный пробел в образовании, читаю прозу Бродского, изучаю тему островов, Васильевского острова, еды в творчестве Иосифа. Готовлюсь.

              • AV
                AV  → Sunlana  17 августа 2014 в 17:15
                Гурман
                22 отзыва 3203

                Я же извинился. Жду подтверждения.

                • AV
                  AV  → AV  17 августа 2014 в 17:15
                  Гурман
                  22 отзыва 3203

                  Может быть начать искать посредника?

                  • Sunlana
                    Sunlana  → AV  17 августа 2014 в 19:07
                    Гурман
                    57 отзывов 2664

                    Может, просто позвонить? Или зайти и позвонить, чтоб просто увидится? Чтоб не ждать. Или успокоиться, раз уже извинения высказаны.

                    • AV
                      AV  → Sunlana  17 августа 2014 в 23:08
                      Гурман
                      22 отзыва 3203

                      Посетил сегодня все три заведения, так сказать бермудский треугольник: Канал-Остров-Набережная. Сижу осмысливаю. Потянет ли на отзыв месяца.

              • А. Л. Киселёв
                А. Л. Киселёв  → Sunlana  17 августа 2014 в 17:20
                Лишен доступа к сайту
                0 отзывов 15

                А второй пост вы забыли, неэмоциональная вы наша ? От брата который

                • Sunlana
                  Sunlana  → А. Л. Киселёв  17 августа 2014 в 19:03
                  Гурман
                  57 отзывов 2664

                  Я уже сообщила, что второй пост я не видела. Видела только красные буквы на его месте. Будьте, пожалуйста, внимательнее.

                  • А. Л. Киселёв
                    А. Л. Киселёв  → Sunlana  17 августа 2014 в 19:12
                    Лишен доступа к сайту
                    0 отзывов 15

                    Так вот там ТААКОЕ было....

                    • Анатоль
                      Анатоль  → А. Л. Киселёв  17 августа 2014 в 20:33
                      Гурман
                      35 отзывов 5057

                      ТАКОГО уже давно не было:)) на ресто, но будет:)))

                      • AV
                        AV  → Анатоль  17 августа 2014 в 23:09
                        Гурман
                        22 отзыва 3203

                        Хватит уже интриговать, что там было написано)))
                        Я у Вас теперь мерчендайзером работаю)

                        • Анатоль
                          Анатоль  → AV  17 августа 2014 в 23:17
                          Гурман
                          35 отзывов 5057

                          Алексей, мне НА не нужен мерчендайзер:)) Мне будет Приятно, когда мою продукцию будут жрать и говорить СПАСИБО:) она реально НАТУРЭЛЬ:))
                          Нет никакого гавна в составе!!
                          Это мой принцип ! И мне плевать на тех, кто себя не уважает:)

                          • AV
                            AV  → Анатоль  17 августа 2014 в 23:20
                            Гурман
                            22 отзыва 3203

                            Так я же уже из рестокритиков-профанов уволился(((. Думал с понедельника в Лэнде на вахту заступать))))

                            • elenat
                              elenat  → AV  18 августа 2014 в 21:10
                              Гурман
                              17 отзывов 227

                              Как жалею,что пропустила ТАКОЕ, ё-моё.
                              Я за НАТРУРЕЛЬ, кстати. Во всех его проявлениях(натуреля)

                              • Анатоль
                                Анатоль  → elenat  18 августа 2014 в 21:48
                                Гурман
                                35 отзывов 5057

                                Ничего Вы не пропустили)) Все только начинается)) НАТУРАЛЬНАЯ ВСЯ продукция.



                                А сегодня еще запустили и Mozzarella)))
                                Сидим на веранде празднуем эту дату))

                                • AV
                                  AV  → Анатоль  18 августа 2014 в 21:51
                                  Гурман
                                  22 отзыва 3203

                                  Видите, я только хотел спросить про моцареллу, а Вы ее уже выпустили)))

                                  • Анатоль
                                    Анатоль  → AV  18 августа 2014 в 21:56
                                    Гурман
                                    35 отзывов 5057

                                    Не выпустили:)) А сделали первую партию. Этикеток даже еще нет)) Заказаны))
                                    Завтра козий с прованскими травами - отгружаю)) в столицу)) нашей Родины))

                                    • Анатоль
                                      Анатоль  → Анатоль  18 августа 2014 в 21:59
                                      Гурман
                                      35 отзывов 5057

                                      Да и 1 кг)) Всего 500р. Вот пусть хоть один (а) скажет, что ЗАРЯДИЛИ ценник, тапком прибью)) Таких цен и в прошлом году не было)))

                                      • Sunlana
                                        Sunlana  → Анатоль  18 августа 2014 в 22:11
                                        Гурман
                                        57 отзывов 2664

                                        А можно попросить открыть при РК ларек с козьим по 500?

                                        • Анатоль
                                          Анатоль  → Sunlana  18 августа 2014 в 22:16
                                          Гурман
                                          35 отзывов 5057

                                          Обязательно, я с утра в город (очень с утра) как для встречи с сотрудниками редакции))
                                          Козьего 10 видов от 450-500р. Это Вам не Лавка и не одна коза))) Ничего, кроме натурального продукта - НЕТ!! Башку на отсечение даю))

                                          • Sunlana
                                            Sunlana  → Анатоль  18 августа 2014 в 22:19
                                            Гурман
                                            57 отзывов 2664

                                            Про натуральное все уже поняли. Когда ларек-то заработает? Пусть виртуальный, но с реальным козьим сыром.

                                            • Анатоль
                                              Анатоль  → Sunlana  18 августа 2014 в 22:27
                                              Гурман
                                              35 отзывов 5057

                                              Сейчас решается вопрос, о купавах (авто лавка), на каждой станции метро:)) Но и собственную сеть налаживаем, даже уже идет в трех помещениях ремонт.
                                              Мы не можем впереди паравоза!!! Но первая ресторанная ласточка - это Новиков (Москва)!!!

                                          • Анатоль
                                            Анатоль  → Анатоль  18 августа 2014 в 22:24
                                            Гурман
                                            35 отзывов 5057

                                            Не как для встречи, а на встречу!!! Да и приветствую всех журналистов которые хотят освещать наш проект!!!
                                            Все наше!!
                                            Земля (луга) племенное стадо овец (лучшее в Лен. обл), свои племенные буренки в Красноозерном и свое производство молочных продуктов!!! И никакого Г в составе нет и не будет!! Это главное условие!!!

                                      • Mystérieuse
                                        Mystérieuse  → Анатоль  18 августа 2014 в 23:18
                                        Ценитель
                                        4 отзыва 327

                                        По-моему не Вы прибьете тапком, а Вас прибью тапком другие производители за нескончаемый пиар и агитацию к этому продукту: И еще, этих товарищей не бесит, что Вы их во время работы фоткаете?

                                        • Анатоль
                                          Анатоль  → Mystérieuse  18 августа 2014 в 23:24
                                          Гурман
                                          35 отзывов 5057

                                          Нет не бесит:)) Далее пойдут автоматические линии и полная компьютеризация производства)) А так же автоматическое доение и ЛУГА!!! А так же заготовка сена на зимний период))

                                          • Mystérieuse
                                            Mystérieuse  → Анатоль  18 августа 2014 в 23:30
                                            Ценитель
                                            4 отзыва 327

                                            Сено и так каждый год заготавливают: Перекупать будете?: А сейчас-то контролируете моют ли руки доярки перед тем как до коровы дотронутся?

  • Nataly888
    Nataly888  → Редактор  7 августа 2014 в 12:08
    Ценитель
    55 отзывов 343

    Да ладно Вам, классная провокационная статья. Редакция хотела реакции - она ее получила)

  • Вит. Ничипорук
    Вит. Ничипорук  → Редактор  7 августа 2014 в 12:35
    Ценитель
    7 отзывов 49

    Леонид Гарбар: Кто такой Борис?

    Роскошно!!! ;)

  • Bauta
    Bauta  → Редактор  7 августа 2014 в 13:30
    Гурман
    71 отзыв 2415

    Про критиков занятно конечно...
    Я поняла, что критики из других областей не считаются, но упустила момент когда у нас на ресторанных критиков начали обучать))
    Или полагается безработным поварам перепрофилироваться?

    Но еще занятней этот вот пассаж:

    Владимир Спирин: Надо чили битым стеклом заменить.
    Александр Затуливетров: Это на пятой порции (смеются).
    очень уместный черный юмор

  • Sunlana
    Sunlana  → Редактор  7 августа 2014 в 14:14
    Гурман
    57 отзывов 2664

    Я поняла, что критики из других областей не считаются, но упустила момент когда у нас на ресторанных критиков начали обучать))
    Или полагается безработным поварам перепрофилироваться?
    Насколько я поняла перепрофилироваться предлагается филологам. Которые уже научились рубить капусту и стали завсегдатаями мишленов. Вы заете таких, кто захочет бросить преподавание в сарбонах и высокооплачиваемые переводы и заняться едой в петербургских ресторанах?

    • Bauta
      Bauta  → Sunlana  7 августа 2014 в 19:16
      Гурман
      71 отзыв 2415

      )))))
      А платить им будет кто? Газета Жизнь, рубрика "на тарелочке"?

  • Bairys
    Bairys  → Редактор  7 августа 2014 в 19:00
    Гурман
    72 отзыва 1073

    Все дураки вокруг, ни кто их небожителей и трудолюбивых ресторатов бедных не понимает. Трудятся они для народа не покладая рук, а тот все лезет со своим критиканством, и не ест молча, одаривая хвалебными одами. Господи, как страшно жить.

  • JJenny
    JJenny  → Редактор  7 августа 2014 в 20:49
    Гурман
    113 отзывов 4914

    нам пишут
    не заблуждение ли?

  • elenat
    elenat  → Редактор  11 августа 2014 в 10:51
    Гурман
    17 отзывов 227

    Странная статья.
    Мне непонятна, г-жа Беляева - неумелый модератор или намеренно выставила Критика Бориса в каком-то нелепом виде, поставив вопрос таким образом?
    На столе лежит 5 чеков заведений,о которых хотела написать отзыв, но больше не буду.Всё коряво.У рестоклаба.
    Любой интернет-рессурс держит модераторов для отработки негатива, а г-жа Беляева его создаёт.Зачем??? Да вы должны доплачивать Борису, что он заходит сюда к вам, оставляет комментарии, делает Игры.
    Я согласна, что критики в той или иной области должны иметь качественный уровень. Но для того,чтобы в ресторанном бизнесе были квалифицированные критики,г-да рестораторы, необходимо их выращивать - а это большая работа. Необходимо делать открытые дни, проводить разъяснительную работу и т.д.
    А здесь ,по результату, всех обосрали, все козлы, а вот тайского блюда не получится,не ждите на намазанных листах. Но мы,б...дь, его будем готовить. Это говно. И не смейте сказать, что это говно. Потому что аутентичности невозможно добиться. Мы не в тайланде.
    Удивительно, что участником беседы в тч выступил любимый и обожаемый мной Леонид Петрович. И мне,почему-то кажется, зная его, что сказать-то он хотел другое!!! Но выглядит эта так,как выглядит. Кстати, из всех 4-х участников беседы, он один может говорить всё,что хочет. Ему позволительно - с учётом его опыта и послужного списка.
    На месте остальных, я бы заткнулась и молчала в тряпочку.
    ЗЫ в тайм ауте замечательная рецензия шеф-повара одного заведения на ресторан Buli. И не выглядит это противоестественно, хотя статья деликатно-отрицательная.

    • А. Л. Киселёв
      А. Л. Киселёв  → elenat  11 августа 2014 в 11:10
      Лишен доступа к сайту
      0 отзывов 15

      Золотые слова.
      А меня вот другое занимает .Любой психолог оценит на фото выражение и мимику лиц, положение рук и ног , и т.д. и т.п. И что мы имеем ? Юные, свежие , готовые к оплодотворению девушки и наоборот - тусклые , с пониженной выработкой тестостерона , выжатые мужчины. И это почти элита ? Креативная часть населения ? УЖАС !!!! Спишем на жару

    • Nataly888
      Nataly888  → elenat  11 августа 2014 в 12:11
      Ценитель
      55 отзывов 343

      А если Вам приплатить, Вы перестанете ересь нести на пару с Киселевым?)

    • Борис
      Борис  → elenat  11 августа 2014 в 13:37
      Гурман
      238 отзывов 5936

      Во первых, спасибо. Не считал нужным комментировать, но раз есть сложные моменты, придется.
      Не считаю совершенно "выставила" и "нелепом". Модератор упомянул персону. Повернув дискуссию - совершенно корректно. "А что вы думаете про Стинга и Чарли Троттера"? Не более того. За что спасибо. Могли не упомянуть.
      Большое спасибо всем, кому есть за что сказать "спасибо". Александру Галиеву - отдельное спасибо. Не думал. Очень приятно. Никогда не переписывались, никогда не контактировали. В отличии от того, кому столько помогал за эти годы. Бескорыстно. А это всегда проще об...ть.
      Теперь по тексту. Постараюсь максимально корректно, без диагнозов, хотя... По фактам, не подвергая атаке мнения.
      Начну с примеров: упомянутый экспертами один "пример" критики, не пишет вообще никаких статей 6 лет. Ни критических, ни заметок про котиков, ни ни одного упоминания на какую либо активность. Президент уже не Ельцин! Пивет. Второй упомянутый три раза - ушел из ресторанной критики как жанра, более пять лет назад , и ни написал ни одной критической заметки. Но так проще. Такое ощущение, что один или несколько участников дискуссии, впал в летаргию в 2008 году и проспал до сего дня. До сих пор помнит про "свой Цезарь с промазанными листьями", хотя прошло БОЛЕЕ СЕМИ лет. Когда человек нечего не видел за эти годы, остается жить той фразой? Новых ресторанов нет. Жаль. Это плохо, я даже не говорю про газету "Правда": "Вот печатная пресса - это сила". Мир изменился. Он не 2008-й год. Упомянутые пять пять изданий - осталось в живых два. 2014. Не 2008. Пивет. То есть, все обсуждение несколько глупо выглядит. Можно еще обсудить творчество Битлз и расстанется ли ансамбль? Большинство разговоров о том, что БЫЛО. Примеры и умозаключения, о том, что было в 2008. Не устаю повторять. "Все больше критики" - нет, ее стало с 2008 года в 3,5 раза меньше, если считать "Афишу".
      Далее, не упомянуть третьего «игрока», с реально критическими статьями, уже просто пошло. Тараса не упомянуть. Почему? Да потому что это СЕГОДНЯ, а не в 2008. Статья точно датирована 2014? Может, технический сбой?
      Далее. Сетовать, "что плохо кормить, и приглашать на кормление..." это несколько нечестно. Раз это до сих пор процветает. Разумеется, есть, остается и будет, лишь единственная реальная причина отношения, высказанного и не высказанного. Всегда проще иметь дело с "приглашенным и накормленным с руки", с ГАРАНТИРОВАННО хорошим результатом, чем с Личностью. Не предупреждающем о визите. Если неплохая передачка на канале М24 - там "главный московский критик Ильин (Афиша)", рассуждает о том, что конечно, надо Инкогнито приходить, но... идет в ресторан о котором пять серий рассуждал, "Инкогнито на проверку", с несколькими камерами съемочной группы, светом, и на кухню сообщается "к нам пришел..., надо чтобы все было". Конечно, сложнее с Личностью. Плохой, хорошей, но не ждущей подачки, не отдающей свои <цензура> за деньги или за кормежку. Пригласил, покормил, рассказал сколько стоит люстра, где брали тарелки и вот, через день, читаешь "статью". Это называется "критика". Все как велено, все как рассказал - молодец. Другое дело, когда приходит человек, критик настоящий или просто гость с сайта отзывов - ведь он может написать что угодно! УЖАС. И его отзыва/статьи, НАДО ЖДАТЬ волнуясь, не зная заранее результата. Не пришлет на согласование отзыв обычный гость с РК. ВОТ... Разумеется, этот эффект проститутки является основным, и уже много лет. Как пример - мужчине, которому проще купить девушку, быстро привыкает к этому. И потом тяжело очаровывать, завоевывать, доказывать преимущество женщине. Которая может отказать. Которой может не понравится!
      По Трипадвизору – видимо, Леонид Петрович не читает сколько написано про заказной характер данного мероприятия, какой процент неверифицированных отзывов выдается за верифицированные, и почему первое-третье место в Мск который год занимает ресторан армяно-французской кухни в котором никто не был и никто про него не слышал. Почитайте Дмитрия Алексеева, опубликованного тут. Нет, проще не замечать.
      И последнее, уже Редакции: стоит ли на все «проблемы» приглашать одних и тех же людей? Хороших или плохих, не важно, но одних и тех же? Про балет – они, про кризис – понятно, про Украину – они… Учитывая изменившийся статус некоторых персон, не стоило ли «подстроиться» и изменить состав на активных игроков рынка? У одного на сайте до сих пор ресторан указан как работающий, а его уже нет 8 месяцев, другой - более не Управляющий РГ. Тогда что остается? Все привести в шутку! Показать, что видят карикатуру на объект обсуждения, СРАЗУ ЗАДАВ ТОН. Это верно. Какая шутка, такое и обсуждение. Смешные шпионы в черных очках мерещатся. Что поделать, если реально сейчас обсуждать нечего! Как было глупо обсуждать "рестораны Петербурга" если бы их БЫЛО ТРИ штуки на город? Не 1200, не 6000 с кафе, а три. Приходится приводить аргументы и факты© шестилетней давности.

      • А. Л. Киселёв
        А. Л. Киселёв  → Борис  11 августа 2014 в 15:29
        Лишен доступа к сайту
        0 отзывов 15

        Борис, о чём говорить (( Идея была хорошая , но выбор людей был очень странный . Я уже писал - в какие из заведений данных " рестораторов" мы готовы нестись сломя голову ? В 90%% их заведений в последнее время одни вопросы , люди отмечают признаки кризиса идеи и исполнения ...

        • А. Л. Киселёв
          А. Л. Киселёв  → А. Л. Киселёв  11 августа 2014 в 17:04
          Лишен доступа к сайту
          0 отзывов 15

          Я тут набрёл недавно в инете на сайт с резюме . Так на нём выложены резюме бывших сотрудников Фиш-Хауса на Гривцова . Порядка 20. С фото на нас смотрят хорошие лица молодых ребят. У всех написано - до весны 2014 . На самом деле очень жаль , словно это матросы Титаника . И их бывший капитан даёт советы ??

          • Борис
            Борис  → А. Л. Киселёв  11 августа 2014 в 19:04
            Гурман
            238 отзывов 5936

            Люди все хорошие, и ШП Дашкевич - хороший. Я многим помогаю, дистанционно, конечно, контактами, рекомендациями, советами, так что, был в курсе проблемы с самого начала.

      • Вит. Ничипорук
        Вит. Ничипорук  → Борис  11 августа 2014 в 22:58
        Ценитель
        7 отзывов 49

        Борямба! Вот респект тебе! Не то что некоторые... докторы бывшыми не бывают

      • AV
        AV  → Борис  17 августа 2014 в 01:13
        Гурман
        22 отзыва 3203

        Борис,
        После этого комментария складывается очень яркая картинка. Спасибо!

        • Борис
          Борис  → AV  17 августа 2014 в 10:48
          Гурман
          238 отзывов 5936

          Пожалуйста.

      • Борис
        Борис  → Борис  24 августа 2014 в 17:59
        Гурман
        238 отзывов 5936


        Книга 2013 года выпуска одного из участников Дискуссии.

        • Mystérieuse
          Mystérieuse  → Борис  24 августа 2014 в 19:13
          Ценитель
          4 отзыва 327

          А Вам не кажется глупым, восхвалять кого-либо в своей книге?: По-моему это слабость автора: А Вы тем временем продолжаете самолюбоваться

          • Mystérieuse
            Mystérieuse  → Mystérieuse  24 августа 2014 в 19:29
            Ценитель
            4 отзыва 327

            И раз Вы тут "рулите всем" становится понятно, как действуете: Берете ценное от других и приплюсовываете к своему, и конечно же публично говорите только то, что выгодно ИМЕННО ВАМ: А другие, из Вашей тусы, выставляют людей какими-то неполноценными: Вы молчите: Вам как бы все равно: Они же в вашей команде, восхваляют Вас и прислушиваются к Вам: Говорят, что Вы какой-то суперский: Подитог: Внушили людям: Как-то Вы писали про какие-то статуэтки лягухи: Ну вот бред: Ими завален весь ВК: Про Вас ни одного упоминания: Опять развод?

            • Борис
              Борис  → Mystérieuse  24 августа 2014 в 19:48
              Гурман
              238 отзывов 5936

              Ни слова не понял. Впервые вижу через двадцать ":" предложение. Развод, да, требую.

              • Mystérieuse
                Mystérieuse  → Борис  24 августа 2014 в 19:50
                Ценитель
                4 отзыва 327

                Пишите в комментариях бред и смотрите как на него реагируют другие?

          • Борис
            Борис  → Mystérieuse  24 августа 2014 в 19:46
            Гурман
            238 отзывов 5936

            Самолюбоваться!

    • Вит. Ничипорук
      Вит. Ничипорук  → elenat  11 августа 2014 в 22:58
      Ценитель
      7 отзывов 49

      Ленок, чо ты гонишь пургу!

    • AV
      AV  → elenat  17 августа 2014 в 01:08
      Гурман
      22 отзыва 3203

      А разве Борис на играх не зарабатывает? Это благотворительное мероприятие?

      • Борис
        Борис  → AV  17 августа 2014 в 10:53
        Гурман
        238 отзывов 5936

        Борис на играх зарабатывает! Участие в игре платное! А вам вот жалко послать СМСку Борису и выиграть поршкайен! Четыре участника прошлой игры должны были перечислить за участие 35*4=140 рублей. Послали всего двое, не будем показывать пальцами! Мегафон забрал 40%. Чистый доход "неблаготворительный", 50 р.р. Твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо, услышавшего тебя рядом...

        • Sunlana
          Sunlana  → Борис  17 августа 2014 в 11:01
          Гурман
          57 отзывов 2664

          :)))
          Мегафон, с**а, наживается как всегда.

        • AV
          AV  → Борис  17 августа 2014 в 17:21
          Гурман
          22 отзыва 3203

          Хорошо, почему тогда ни один ресторатор, кроме Шенгена даже спасибо не сказал?
          Я тут по критиковал один салон торгующий Hi-Fi/Hi-END покритиковал.
          Письмо в 20 строк написал директору, а потом 10 минут по телефону с коммерческим директором поговорил. Мне салон наушники DENON за 10KRUR подарил.
          А тут до 10 человек приходят, пишут, а благодарность?
          7 букв=спасибо.

          • Борис
            Борис  → AV  17 августа 2014 в 19:25
            Гурман
            238 отзывов 5936

            Во первых - Игра чаще всего ЗЛО для ресторана. Да, внимание, на 10 человек (что смешно, если в хорошем ресторане от 200 до 280 гостей в день!), да отзывы. НО, читайте мой ответ -

            Всегда проще иметь дело с "приглашенным и накормленным с руки", с ГАРАНТИРОВАННО хорошим результатом, чем с Личностью. Не предупреждающем о визите. Конечно, сложнее с Личностью. Плохой, хорошей, но не ждущей подачки, не отдающей свои <цензура> за деньги или за кормежку. Пригласил, покормил, рассказал сколько стоит люстра, где брали тарелки и вот, через день, читаешь "статью". Это называется "критика". Все как велено, все как рассказал - молодец. Другое дело, когда приходит человек, критик настоящий или просто гость с сайта отзывов - ведь он может написать что угодно! УЖАС. И его отзыва/статьи, НАДО ЖДАТЬ волнуясь, не зная заранее результата. Не пришлет на согласование отзыв обычный гость с РК. ВОТ... Разумеется, этот эффект проститутки является основным, и уже много лет. Как пример - мужчине, которому проще купить девушку, быстро привыкает к этому. И потом тяжело очаровывать, завоевывать, доказывать преимущество женщине. Которая может отказать. Которой может не понравится!
            Ведь результат непредсказуем, а большинство Игр кончалось отрицательными отзывами, со средней оценкой менее 7. Кому охота, что его "заказали", ему "послали" десять проверяльщиков? Не обычных гостей, которые получив г. промолчат. Нет, это все раззвонят! Кому охота быть под микроскопом в первые 10 дней с открытия. Потом еще все отвечать...
            Благодарность - не то что есть цель. Я терь поял цель всего. Мою цель. Создание в городе ТОП50 на манер эстонского. Для этого нужна ИЗБЫТОЧНОСТЬ остальных каналов. Тогда появляется необходимость в новом и не фейковом. А пока всех устраивают полюса.

            • AV
              AV  → Борис  17 августа 2014 в 23:14
              Гурман
              22 отзыва 3203

              Конечно надо объективный рейтинг 50 ресторанов, инспекции, контрольный обеды все к этому идет, хотел тут написать пост "Ресторанный апокалипсис: краткие тезисы"))) но все некогда.

  • Nataly888
    Nataly888  → Редактор  11 августа 2014 в 12:20
    Ценитель
    55 отзывов 343

    <Юные, свежие , готовые к оплодотворению девушки и наоборот - тусклые , с пониженной выработкой тестостерона , выжатые мужчины. И это почти элита ? Креативная часть населения ? УЖАС !!!! Спишем на жару> - под ересь вполне сойдет

  • baletik
    baletik  → Редактор  13 августа 2014 в 01:12
    Гурман
    146 отзывов 4150

    А че за мущщина с большими котлами?

    • Борис
      Борис  → baletik  13 августа 2014 в 10:22
      Гурман
      238 отзывов 5936

      Там большие котлы у двух персон. Если темные большие - это хороший Александр, если светлые то Леонид Петрович-2008. У кого больше не знаю.
      А что такое котлы? В Строганове точно котлы больше - 350 посадок.

    • replica
      replica  → baletik  13 августа 2014 в 15:36
      Ценитель
      1 отзыв 243

      Самые-самые у Спирина, который в очках, когда другие без.

  • AV
    AV  → Редактор  14 августа 2014 в 01:59
    Гурман
    22 отзыва 3203

    Занятная история, когда Колян пять дюжин устриц слопал, а потом, на работе, от живота и эрекции мучался. И сам замучился и госпожу М. замучил.

  • ЦСВ
    ЦСВ  → Редактор  22 августа 2014 в 20:23
    Новичок
    0 отзывов 0

    Чтобы быть ресторанным критиком, необходимо иметь образование и конечно же опыт. Грамотно, с точки зрения профессии, выражать свои мысли. Конечно недокрученное яйцо пашот- это жесть. Вообще при приготовлении яиц пашот не надо ничего крутить. Люди слышали звон , но не знают где он. Воду закручивают при приготовлении яиц пашот по-королевски и используют конусную посуду. Тогда получается форма в виде короны. Если выбивать яйцо в крутящуюся воду, центробежная сила просто разорвёт несформировавшееся яйцо. Это же элементарно.
    Только тот ,кто сам открывал рестораны, только тот, кто знает углублённо технологию приготовления, только тот ,кто понимает все процессы, происходящие при обработки продуктов может быть ресторанным критиком.
    Один пример: при открытии Ресторана Плюшкин (Гинза Проджект) написали на баннере: телячья печень в трюфельно- сметанным соусе с пюре. Нормальный человек конечно ничего не заметил, а профессионала это покоробило. Полная кулинарная безграмотность.
    Соус должен быть как минимум Сметанно-трюфельным ( основа сметана , а не трюфеля. потом печень и трюфеля- это что-то. Вкус печени перебъёт запах трюфелей. И наконец пюре. Какое не понятно.
    Так же господин Белькович в книге о русской кухне, при засолке малосольных огурчиков использует полиэтиленовый пакет. Хочется спросить, где Русская кухня и где полиэтиленовый пакет.
    Примеров множество невежества шеф-поваров. Достаточно почитать меню и становиться ясно какого уровня специалист.

    • replica
      replica  → ЦСВ  22 августа 2014 в 20:36
      Ценитель
      1 отзыв 243

      И все же - а какое конкретно образование?
      Дополнительное профильное?

    • replica
      replica  → ЦСВ  22 августа 2014 в 20:43
      Ценитель
      1 отзыв 243

      А Вы читаете сайт, отзывы участников? Если да , то волосы встают дыбом ??

    • Анатоль
      Анатоль  → ЦСВ  24 августа 2014 в 23:12
      Гурман
      35 отзывов 5057

      Ахренеть!!!

  • ONE-TWO
    ONE-TWO  → Редактор  3 сентября 2014 в 21:14
    Гурман
    45 отзывов 610

    Статья хотела бы быть провокационной, но в итоге для меня рестораторы предстали в каком-то черном свете. (Борису за тред про актуальность упомянутых в статье имен и как вывод, что сами рестораторы то за критикой не особо и гонятся - дико плюсую).
    Ладно бы товарищи заняли позицию "я готовлю еду и кормлю народ - на мелочи не отвлекаюсь, на провокации не поддаюсь". Но нет, почему то от критики все время переходили к платежеспособности гостей. Что особенно расстроило :

    оптимально как раз 3 месяца после того, как ресторан встал на рельсы. А до этого получается ситуация, что нам пишут спустя 2 недели работы ресторана, какая у нас неслаженная работа команды.
    Александр, вот сходите-ка в стоматологию , заплатите денег, а потом выяснится, что заведение только открылось и погрешности в сервисе можно допустить (хотя вы за них уже заплатили свои деньги). Какие у вас будут ощущения ? К тому же гость не обязан знать, что вы только открылись. Шел мимо, увидел вывеску, поел, вуаля. И он пишет свой отзыв. Оттачивайте сервис и команду до открытия, тренируйтесь на кошках или давайте 50% скидку.
    Итог для меня такой, рестораторы на любую критику дуются как мышь на крупу. Хотя при правильном подходе с любыми отзывами можно работать себе во благо. А смысл рассуждать про анонимность, компетенции и образование ? Мир поменялся!!!! Человек зашел, поел, и отзыв в сети уже через 5 минут будет. И на него нужно реагировать, а не раздражаться.

    • Борис
      Борис  → ONE-TWO  3 сентября 2014 в 22:27
      Гурман
      238 отзывов 5936

      Спасибо.
      И совершенно верно. Мир изменился. Сжег гренки и отдал их - через пять минут фоточка "Сматри, прикольна". Люди живут в 2008 и не понимают, что если у них штат 80 человек, то найдется всего и всегда дюжина, которая сольет что "креветки велели плесневелые не выбрасывать, а помыть", зарплату три месяца не платили, вот повара и злые, а стейки, где написано "бразилия", три года идет Белоруссия. В отзывах различие остается лишь одно, можно ли его поставить под сомнение или нет. Не текста отличие, а Персонажа вес.

      • А. Л. Киселёв
        А. Л. Киселёв  → Борис  3 сентября 2014 в 23:10
        Лишен доступа к сайту
        0 отзывов 15

        Как правило человек останавливается в развитии в том или ином возрасте . Далее веяние времени на него действует мало

    • replica
      replica  → ONE-TWO  4 сентября 2014 в 14:39
      Ценитель
      1 отзыв 243

      Вы давно зубы лечили? Да разве так важен в стоматологии сервис - как встретили, проводили?! )) Если по аналогии с кухней, то важен результат, то есть само лечение.


      Мир поменялся!!!! Человек зашел, поел, и отзыв в сети уже через 5 минут будет. И на него нужно реагировать, а не раздражаться.

      Вот тут полностью согласен !!

  • elenat
    elenat  → Редактор  4 сентября 2014 в 07:09
    Гурман
    17 отзывов 227

    сходите-ка в стоматологию , заплатите денег, а потом выяснится, что заведение только открылось и погрешности в сервисе можно допустить (хотя вы за них уже заплатили свои деньги)
    +1
    Оттачивайте сервис и команду до открытия, тренируйтесь на кошках или давайте 50% скидку
    +1