«Чтобы отличаться от других, нужно сделать шаг назад»
Шеф-повар Джанкарло Морелли о своем гастрономическим стиле, отношении к Мишлен и Дюкассу.
Для вечера в «Мансарде» он придумал специальное меню, ориентируясь на местные продукты: с собой маэстро привез только оливки, масло, бальзамический уксус десятилетней выдержки и молодую крапиву для ризотто.
Ужин включал в себя пять перемен, среди которых были луковый пирог с мороженым из пармезана, ризотто с цикорием и крапивой, а также самое «экспериментальное» блюдо — приготовленная при низкой температуре телятина на подушке из белокочанной капусты с медом и сметаной.
После ужина г-н Морелли рассказал корреспонденту Restoclub Review о своем гастрономическим стиле, отношении к Мишлен и Дюкассу.
Г-н Морелли, вы очень аккуратно используете новые технологии в обработке продуктов. Нет ли у вас ощущения, что вы работаете в старом стиле?
— Эту стадию я уже прошел. Сейчас, чтобы отличаться от других, нужно сделать шаг назад.
И все же на первых строчках мировых рейтингов сегодня держатся такие рестораны, как Noma.
— Это очень большая дискуссия. По моему мнению, «Нома» — это не кухня, это философия. И сравнивать его с чем-то другим невозможно. Кухня же — это то, что можно есть каждый день. Единственный человек, которому удалось изменить технику готовки, стал Ферран Адриа. Он смог даже при простом приготовлении внедрить в процесс некие технологии, которые помогают этому простому стать другим. Редзепи и Блюменталь — практически единственные, кто занимается инновационной кухней. Все остальные уже сделали шаг назад и готовят более традиционные вещи.
Вы говорите, что «Нома» — это философия. Тогда ваш ресторан «Померо» — это кухня?
— «Нома» — это Рене Редзепи, «Померо» — это Джанкарло Морелли. Мы два разных человека и сравнивать нас сложно. У Рене был очень хороший опыт за плечами до открытия «Нома», я был у него на кухне.
У вашего ресторана в Италии есть звезда Мишлен. Как вы относитесь к этому факту?
— Я никогда не подчинял свою жизнь задаче получить звезды Мишлен. Я считаю, что шеф-повар может чего-то стоить вне зависимости от того, есть у него звезда или нет. Главные ценители повара — это его гости. Фактор Мишлен — это важный внешний фактор, но для тех, кто тебя уже знает, это не имеет большого значения. Я не вижу, чтобы новых гостей в моем ресторане сильно прибавилось именно благодаря звезде Мишлен. Для меня больший авторитет имеет итальянский рейтинг Soste.
Расскажите о вашем ресторане в Марракеше. Очень необычно наблюдать там повара итальянца.
— Вся история началась с того, что на меня вышла одна марокканская компания, которая напрямую связана с королем Марокко. Они искали итальянского шеф-повара, обошли много звездных ресторанов в Италии и по каким-то причинам решили работать именно со мной. Сделали мне предложение, а я ответил, что не готов, что совсем не знаком с арабской культурой и не думаю, что северная Африка может меня заинтересовать с точки зрения работы. После чего мне предложили просто приехать и посмотреть. Во время первого визита туда у меня были такие же ощущения, как сегодня здесь, в Санкт-Петербурге, — я приехал и почувствовал себя дома. Не было никакого дискомфорта. И после этого начался наш проект, заключавшийся в том, что мне необходимо было привить стране итальянскую кухню, которая до того момента там существовала в очень искаженном виде.
Правильно ли я понял, что вы не владеете этим рестораном, — это лишь ваше имя и руки?
— Да. Я продал лицензию на использование своего имени на 4 года, поставил кухню и управляю этим рестораном. Я бываю в Марракеше раз в месяц и там постоянно работают два моих су-шефа. Я очень активно слежу за всеми процессами в Pomiroeu Marrakech.
Вы живете в отеле, в котором Ален Дюкасс открыл свой ресторан. Знаю, что вы там еще не были. Не хотите сходить и посмотреть, что он делает в России?
— Вот как? Я даже не знал этого! Я работал с Дюкассом в 80-ом году — он был моим начальником. Мне не нужно смотреть, что он делает. Я и так это знаю. Все французы говорят: «Все, что он делает — это самое лучшее».
А на ваш взгляд, Ален Дюкасс — повар или бизнесмен?
— В первую очередь шеф и был им всегда. Он тоже привнес свои ноу-хау в мировую кухню. Потом ему удалось, как и Жоэлю Робюшону, «умножить свои руки».
Удается ли ему поддерживать такое же качество кухни, как он делает сам?
— (Улыбается). Я был в трех ресторанах Дюкасса. И во всех них качество не страдало.
Чем вам запомнилась Россия с профессиональной точки зрения?
— В 2011 году я познакомился с Анатолием Коммом. И мне очень понравились те вещи русской кухни, которые делал Анатолий.
Вы не думали о том, чтобы открыть свой ресторан и в России, подобно тому, что создали в Марракеше?
— Для этого я должен получить какое-то предложение. В принципе, у меня всегда было предчувствие, что я приеду в Россию. Мой ресторан в Италии находится в так называемом мебельном районе, где вокруг меня множество мебельных производителей. И я часто вижу среди своих гостей русских. Среди них есть очень важные для меня люди. И они часто говорят: «Почему бы тебе не приехать в Москву?» — но ничего конкретного не предлагают. А сегодня меня пригласила «Сан Пеллегрино» — и вот я здесь, в Петербурге.
Фотографии: Евгений Беликов
8 комментариев
Бодрое и интересное интервью!
А ризотто жииденькое. И в плоской тарелке.)
ризотто по классике подается в плоской тарелке и оно не жиденькое :)
Это была шутка, не обращайте внимание)
Просто здесь в своё время были довольно бурные дебаты по поводу "жидкого" ризотто, да ещё и на плоской(!) тарелке.)бред
тарелка не плоская такая форма посмотрите сколько места от стола до края тарелки...
Ризотто очень красивое...и пластичное ...сухой рис мало кого интересует)))Мне тоже очень понравилось)
Константин, добрый день.
Посмотрела один из выпусков передачи "Кастрюля в ухе, или безумный Балаханов" на телеканале "Еда", понравилась: всё очень живо и динамично. Единственно, с чем бы поспорила- это, что все телезрители уже знают историю салата "Цезарь". Это не РК))
Ирина.
P.S. Ваша притча о змее и черепахе очень точно охарактеризовала концепцию шоу.)