Главные пивные тренды: что мы будем пить?
Николай Митчин, управляющий партнер Beer Family Project, рассказывает об изменениях на пивном рынке и ребрендинге сети Jager Haus.

Управляющий партнер ресторанной группы Beer Family Project, основатель и совладелец Василеостровской пивоварни рассказывает, как изменились пивные рестораны с начала нулевых, предвидит бум фруктового пива и развенчивает миф о популярности крафта.
Николай Митчин
— В 2001 году вы открыли свой первый пивной ресторан. Что изменилось с тех пор на рынке?
Изменились вкусы публики. Шестнадцать лет назад гости были менее притязательны и не были готовы к экспериментам. Например, открыв Jagermeister Haus в 2001 году, мы включили в меню тартар, но тогда его никто не заказывал. Гости даже не понимали, как мы можем такое подавать: «Сырое мясо?! Да вы издеваетесь?!». А вот ржаные сухарики с чесноком к пиву пошли на «ура». Но как только люди начали активно ездить за границу, потребительские запросы выросли: все видели ассортимент европейских заведений, пробовали местное пиво, еду и, возвращаясь домой, уже хотели видеть здесь плюс-минус то же самое.
Сейчас стало открываться намного больше заведений. За 2016 год, несмотря на кризис, появилось около 50 баров. И с каждым годом новые заведения все качественнее и интереснее. Многие из них строятся уже не только вокруг пива, но вокруг шеф-повара и кухни. И то, что происходит сейчас с Jager Haus, иллюстрирует, как рынок подталкивает к новым действиям. Изначально существовала сеть немецких кнайпе Jagermeister Haus, затем Jager Haus, а теперь мы перезапускаем этот проект с новым позиционированием и названием: рестопаб Jager с современным меню, интерьером и пивной линейкой.
— Вы посчитали, что на этом новом рынке формат кнайпе уже неактуален?
Важно понять: мы меняемся не потому, что не захотели оставаться немецкой кнайпе, а потому что хотим быть современным немецким заведением. Все-таки изначально кнайпе — сугубо питейные места, где из еды предложат разве что закуски. А сегодня интерес к гастрономии растет как в Германии, так и в России. У нас очень сильная команда поваров, они действительно отлично готовят, поэтому название «рестопаб» лучше отражает положение дел.
Обновленный интерьер Jager на Гороховой улице
Обновленный интерьер Jager на Гороховой улице
Обновленный интерьер Jager на Гороховой улице
Обновленный интерьер Jager на Гороховой улице
Обновленный интерьер Jager на Гороховой улице
— Что вы добавили в меню?
Сегодня пивовары во всем мире все чаще продвигают продукты как некие гастрономические пары: в своих заведениях они предлагают не просто пиво, а сеты, где каждому сорту соответствует определенное блюдо. Все знают про пару «вино и сыр», но эту пару создали монахи там, где произрастал виноград. А там, где он не рос, монахи выращивали ячмень и делали пары «сыр и пиво». Просто так вышло, что одна из этих пар уже давно пришла в Россию, а вторая приходит только сейчас. В новом меню рестопаба Jager будет много современных немецких и австрийских блюд с применением сыра из еще одного нашего проекта — «Василеостровской сыроварни».
Мы не стали игнорировать захватившую мир моду на бургеры. Снова ввели тартар — спустя 16 лет люди не воспринимают это блюдо, как нечто неординарное. Но в новом меню, конечно же, осталась классика вроде сухариков с чесноком, рульки и колбасок.
Бургер из нового меню Jager
— Что обновилось в пивной линейке?
Мы добавили немецкий крафт, о котором у нас пока мало кто знает и который никто, кроме нас, еще не привозил. Тридцать лет назад в Америке зародилась волна крафтового пива, которая в последствии увлекла даже консервативных немцев. В августе этого года мы были в Берлине на «Пивной миле» (ежегодный пивной фестиваль — прим. ред.), и там половина представленных пивоварен были крафтовыми. Даже самые старинные семейные пивоварни начинают варить крафтовое пиво. Помимо этого, мы ввели раздел специальных сортов: например, пиво с трюфелями.
— То есть крафтовое пиво захватило и Россию?
На самом деле, нет. Если проанализировать объемы реализации по Петербургу, станет очевидно, что на крафтовый сегмент приходится не более 1,5%. В целом по стране, я думаю, меньше одного процента: пока можно говорить только о модном увлечении и небольшой аудитории в 3000-4000 человек. Просто она, как правило, молода и активна в интернете, поэтому когда заходишь в социальные сети, кажется, что абсолютно все пьют крафтовое пиво. Но если посмотреть на показатели дистрибьютеров, понятно, что в основном по-прежнему продается легкий светлый лагер. Даже в Америке, где на крафт приходится уже порядка 20% рынка, люди не из отрасли, чаще всего даже не в курсе, что у них произошла «крафтовая революция»: да, они заметили, что в магазинах стало гораздо больше сортов пива, но не придают этому такого значения, как профессионалы. Крафт — это хорошая тенденция: здорово, что люди открывают небольшие частные пивоварни.
— Останется ли крафт увлечением для тех самых 1-2%, или его доля все же будет расти?
Ну, в Америке доля крафтовых сортов с начала 80-х выросла до таких объемов, что в денежном выражении этот рынок уже больше, чем весь пивной рынок России. Думаю, и у нас он будет развиваться в первую очередь за счет тех производителей, которые выпускают действительно качественный и интересный продукт. Одна из главных сложностей крафтовой пивоварни — в точности повторить то, что ты сварил вчера. Если результат будет каждый раз разным, мало кто из потребителей станет приверженцем такой марки.
— Мы станем пить больше крафта. Что еще будет модным?
На американском рынке явно прослеживается волна интереса к IPA (британский эль с высоким содержанием алкоголя и ощутимой горчинкой, — прим. ред.) с фруктовой составляющей — причем достигается она не только за счет добавки фруктов, но и благодаря специальным сортам хмеля. В Америке в любом пивном магазине уже представлено довольно много фруктовых IPA: со вкусом манго, маракуйи, дыни… Предполагаю, что и на нашем рынке скоро появятся сорта с фруктовой тематикой и без ярко выраженной горечи.
А вот недавние восторги по поводу «кисляков» (кислых элей — прим. ред.), я думаю, скоро утихнут. В прошлом году все крафтовые пивовары наварили этих «кисляков» — у кого-то получилось лучше, у кого-то хуже, но это даже не важно, потому что гость все равно пока к ним не готов. Сейчас за такой вкус хотя бы не бьют морду — еще десять лет назад, если бы вы кому-нибудь в баре налили кислое пиво, такой сценарий был бы весьма вероятен. Но все равно «кисляки» пока приживаются с трудом. Первичные продажи тут ничего не значат: да, людям интересно попробовать новый сорт от новой пивоварни, а потом они возвращаются к все тем же светлым лагерам, на которые по-прежнему приходится основная доля потребления.
— Как вы представляете себе отечественный пивной рынок лет через 10-15?
Все будет зависеть от политики государства по отношению к отрасли. В Америке рынок крафта так бурно развивался не на пустом месте: производителя поддерживали законы, упрощенная система получения разрешения на производство, налоговые льготы. У нас сейчас, к сожалению, все движется в обратном направлении. Отрасль зарегулировали настолько, что с 2009 года рынок упал в два раза, а акцизы увеличились в семь раз. Теперь вот в правительстве удивляются, что в стране, оказывается, появился черный или серый оборот пива. Но ведь это прямое следствие! Поверьте, в 2009 году никакого серого или черного оборота пива не было вообще. Никому это и в голову бы не пришло: за каждый проданный литр производитель платил налоги, и это было выгодно всем.
Если гайки и дальше будут закручивать, молодым пивоварам перейти от домашнего пивоварения к производству будет гораздо сложнее. А если введут лицензирование пивной отрасли, это ударит по мелкому производителю так, что половина просто закроется: технический регламент и лицензирование априори не позволяют маленьким предприятиям лицензироваться по целому ряду причин. Либо в это придется вкладывать столько денег, что овчинка не будет стоить выделки.
С пивными ресторанами все проще: они находятся под меньшим давлением. Думаю, их развитие гораздо больше зависит от баланса рынка: заведения будут активно появляться до тех пор, пока их не станет слишком много. Тогда они начнут закрываться, пока баланс снова не будет достигнут: это нормальная саморегуляция рынка.
9 комментариев
- Потрясающее интервью!
- текст про крафтовое пиво в России и тем более в Питере про его слабое развитие явно из какого-то прошлого.
Похоже они плотно взялись за ребрендинг своей сети и рекламу. Что очень похвально. Такой же почти текст про Ягер Хауз уже читал на другом портале оллкафе.- А я согласен с ньюсмейкером: в денежном выражении доля крафта невероятно мала. Я сам, лично, перестал его заказывать с некоторых пор.
- может у вас разные места по позиционированию и по публике?
два раза в год проводится Крафт Уикенд, большое кол-во небольших пивоварен появилось и с каждым днем появляется, не считая баров и небольших точек баров-магазинов.
Это явно не длянебольшой аудитории в 3000-4000 человек
- 4000- это, конечно, гон. Просто тут автор, видимо, указал именно фанатов и адептов крафта. Потребителей в десятки раз больше, конечно.
- Если аудитория такая маленькая 3-4 тысячи, зачем тогда они в сети своей ввели крафт
Даже самые старинные семейные пивоварни начинают варить крафтовое пиво. Помимо этого, мы ввели раздел специальных сортов
- Соглашусь с возникающим ощущением некой запоздалости суждений относительно крафта, год-полтора назад они м.б. и были бы актуальны, но сейчас явно припозднились. Да и само обновление со всеми этими "рестопаб", ободранным кирпичем стен и "не стали игнорировать моду на бургеры" какое-то позавчерашнее впечатление производит.
- Полностью согласен.
Сейчас за такой вкус хотя бы не бьют морду — еще десять лет назад, если бы вы кому-нибудь в баре налили кислое пиво, такой сценарий был бы весьма вероятен.
Про "кисляки" - вообще стопудово; как практически и про всё остальное, в статье написанное.