Гастрономия в изобразительном искусстве
Гастро-находки среди картин великих художников
Еда повсеместна, и она находит свое отражение в литературе, кино и, конечно, живописи. Делимся интересными фактами о двух произведениях, совершенно разных по духу, но схожих по сюжету — «Ночном кафе» Винсента Ван Гога и «Московском трактире» Бориса Кустодиева.
Начнем с «Ночного кафе». Сразу слово автору: «В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета».
Интересные детали:
Картину писали с антуража реального привокзального кафе в городе Арль. Хозяева были близкими знакомыми художника и временами позировали для его работ.
В письме к своему брату Ван Гог утверждал, что потратил в этом кафе настолько много денег — что картина в некоторой степени является местью.
Купец Иван Морозов приобрел оригинал за 3 000 рублей в 1908 году. В современных деньгах это примерно 3 000 000 рублей.
В 30-ые годы картину национализировали, продали в частную коллекцию, а после завещали Йельскому университету. Потомки Морозова предпринимают попытки отсудить покупку своего великого предка, но без заметных успехов.
То же самое кафе можно наблюдать на картине Поля Гогена «Кафе в Арле», использованной на обложке этого материала.
Планировка заведения вполне современная, за исключением часов. Где-то в середине XX века стало ясно, что если убрать часы подальше от гостей — они проведут в заведении больше времени. Особенно этот трюк любят в казино.
А эта картина называется «Московский трактир», она написана в 1916 году и изображает весьма убедительное чаепитие старообрядцев-ямщиков (посыльных на царской службе).
Интересные детали:
Прообраз заведения — трактир на Вербном торгу близ Спасской башни. Судя по реакции современников, картину можно считать достоверной — так всё и было.
Над столом висит икона Николая Чудотворца — покровителя ездоков, а за ней веточка вербы, потому что Пасха.
Птицы в клетушках и граммофон — для развлечения.
Московские трактиры различались по рангу, но, как правило, состояли из отдельных кабинетов, зала для благородной публики и еще одного для простолюдинов.
Однако трактир на картине — профильный, для извозчиков, а потому имел дворик с колодами для лошадей.
Далее выдержка из знатока Москвы Владимира Гиляровского:
«Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь в сухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда – пьянство. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит».
И да, «Московский трактир» можно посмотреть лично в Третьяковской галерее.