Какую соцсеть выбрать ресторану после блокировки Instagram
Ведущие диджитал-специалисты Петербурга и Москвы рассказали, будут ли эффективны каналы в Telegram, в чем фишка «Вконтакте» и стоит ли обращаться к «Одноклассникам».
С 14 марта в России заблокирован доступ в Instagram*, который многие рестораны использовали как основную соцсеть для коммуникации с гостем. Сейчас на площадку можно попасть только используя VPN, и на ней нельзя запускать рекламу.
На этом фоне SM-специалисты принялись заводить телеграм-каналы для ресторанов и шефов, реанимировали группы «Вконтакте», а кто-то продолжает делать ставку на Instagram*. Но что из этого будет лучше работать для бизнеса, куда стоит вкладывать силы и бюджеты, — обсудили с владелицами диджитал и PR-агентств двух столиц.
[]
Светлана Соколова
Генеральный директор коммуникационного агентства MYGRIBS:
«Я всегда не советовала хранить яйца в одной корзине. Для ресторанов иметь несколько рекламных каналов — необходимо. Идеально заводить страницы в соцсетях разных стран: VK — российский, а Instagram* — зарубежный.
С тех пор, как все начали сидеть в Instagram* через VPN, охваты большинства наших проектов не упали, люди оттуда не ушли. Кроме того, сейчас не работает таргетированная реклама, аккаунты конкурируют между собой контентом, а не количеством потраченных денег. Проекты без таргетинга даже улучшили свои показатели после ввода ограничений. Но в целом блогеры отчитываются о падении трафика на 30%.
Если говорить про замену Instagram*, я бы выбрала VK.
В Петербурге и Москве эта социальная сеть работала всегда, а в регионах она даже популярнее Instagram*. Там огромное количество интересных опций, среди них — встроенные CRM, чтобы делать массовые рассылки, динамические обложки и прочие опции для игровых активностей с аудиторией. Есть много вариантов настройки таргетинга и большое число пабликов для закупки рекламы.
В агентстве работу с проектами мы выстроили следующим образом: завели всем странички в Telegram и VK. Параллельно подбираем блогеров в VK, закупаем посевы и перевели туда все свои рекламные бюджеты. Там же мы запускаем таргетированную рекламу по базе CRM и даем подарок гостям при переходе в новую социальную сеть. Дополнительно рассматриваем контекстную рекламу в «Яндексе» и рекламу через сервис Mytarget.
В работе с Telegram есть серьезный минус: там нет общей ленты новостей и вообще никакой умной ленты. Я скорее верю в мессенджер именно как в экспертную площадку, а не коммерческую. Для ресторанного бизнеса, на мой взгляд, он может работать, если речь идет про холдинг и канал, который транслирует новости всех заведений. Либо как личный канал владельца или шеф-повара с активной позицией. Обязательно с уникальным контентом и собственными бонусами. Либо существовать в виде бота, который позволит делать резервы, заказать доставку и немного развлечься».
[Фотография]
Мария Тюменёва
Основательница коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг»:
«Сейчас мы расцениваем VK как очень удобную площадку для работы. Маркетологи будут ее осваивать до того момента, пока не появится качественная альтернатива. Там есть полноценный таргет. Аудиторию можно набирать через рекламу у блогеров, посевы, паблики и комьюнити. Многие делают ставку на Telegram, но это совсем другой канал коммуникации.
VK позволяет набирать аудиторию аналогично Instagram*.
Но тут возникает вопрос, как быстро туда перейдет Москва. Это произойдет в любом случае, уже сейчас начинают оживляться личные и бизнес-профили. Я думаю, что VK станет одной из ключевых площадок в России. Проблема только в том, что сейчас очень мало специалистов, которые умеют работать с VK и Telegram. Каждый из них на вес золота.
Заводить личные и одиночные Telegram-каналы для ресторанов — бессмысленно.
Люди путают функционал Telegram и Instagram*. Мессенджер не подходит для точечных ресурсов. Что же такого интересного там нужно писать в ежедневном формате, чтобы люди читали? Конверсия переходов за крупными блогерами из Instagram* в Telegram в среднем составляет около 2-3% от общего количества подписчиков. В Instagram* ты просто проматываешь ленту, а в Telegram тебе нужно заходить на каждый канал. Это неэффективно. Telegram хорошо подходит для ресторанных групп, медиа и агентств.
«Одноклассники» мы вообще не рассматриваем. Это совсем другая аудитория, не ресторанная. Я очень сомневаюсь, что кто-то из московской или петербургской аудитории туда перейдет.
Еще очень неплохая история — Mytarget — реклама на Mail.ru, «Одноклассники», VK и всех партнерских сайтах.
Этот инструмент лучше использовать для рекламы сайтов или доставок, чтобы повысить охваты или узнаваемость бренда.
На текущий момент мы убираем со всех ресурсов (сайт, визитки и т.д.) ссылки, QR-коды, ведущие на Instagram* и Facebook*. Таргетинг полностью исключен. Это может быть расценено как финансирование экстремистской организации. Соблюдая правила, указанные выше, хотя и однозначного решения и мнения нет, пока продолжать постинг можно. Это первый подобный опыт для всей страны. Другой вопрос, что там сейчас совсем нет рекламы, но остается возможность органической коммуникации с гостями.
Уходят одни игроки, приходят другие — это закон. Маркетинг нужно трансформировать и видоизменять. Мы стараемся держать руку на пульсе, очень внимательно наблюдаем за изменениями. Убрали Instagram*, все ушли в VK. Убрали таргетинг, все начали пользоваться Mytarget. Самое главное — продолжать создавать качественный продукт».
[Фотография]
Часть опций соцсетей реализована и на Restoclub:
💡 Рестораны могут загружать свои новости в истории, которые отображаются на всех страницах в шапке сайта.
💡 Анонсы событий, информация об акциях и другие новости, добавленные через кабинет ресторатора, отображаются на страницах заведений и в ленте на главной странице сайта.
💡 На сайте можно настраивать таргет по тематическим рубрикам, районам или аудитории конкретных ресторанов.
💡 Пользователи оставляют отзывы, а представители ресторанов отвечают на них на Restoclub. На сайте опубликовано больше 200 000 отзывов от гостей.
💡 На Restoclub можно переписываться в личных сообщениях, делать публикации на своей странице, подписываться на конкретных пользователей и обсуждать их отзывы или посты.
[Фотография]
Евгения Голега
Основательница коммуникационного агентства Mind Buro:
«Я считаю, что ресторанам не стоит заводить Telegram-каналы, это абсолютно бессмысленная затея. Мессенджер не обладает необходимым интерфейсом, который позволит подписчикам быстро просматривать новости. Сейчас активная аудитория 25-35 лет регулярно посещает больше 10 проектов, они не будут подписываться на 10 ресторанов в Telegram. В среднем на канал заведения переходит около 30-50 человек из Instagram*, новости читают далеко не все. Это площадка для СМИ и лидеров мнений.
Telegram не подходит для лайфстайла.
Канал ресторатора или шеф-повара имеет больше шансов на успех, если делиться экспертным мнением, разбирая конкретные кейсы. Рассказывать о гастрономических находках или каком-либо эксклюзивом, которого нет в Instagram*.
Сейчас VK — это единственная альтернативная площадка, которая располагает широким функционалом, мы сделали там страницы всем своим клиентам и создаем контент, точно будем пробовать таргет. В Instagram* мы используем альтернативные механики вовлечения и увеличения аудитории, отказываться от него не планируем.
Таргета в Instagram* сейчас нет, но добиться прироста аудитории можно.
Я считаю, что «Одноклассники» — совершенно неактуальная история в Москве и Петербурге. «Яндекс.Дзен» тоже вряд ли сработает, он больше напоминает формат «Живого журнала». Целевая аудитория и функционал пока что там довольно спорный. Эти площадки больше подходят для экспертов».
[Фотография]
Галина Рогалева
Основательница PR-агентства Galina Rogaleva Marketing & PR:
«Заводить Telegram-канал стоит, если вы готовы полностью пересмотреть свою текущую маркетинговую стратегию. Сейчас много кто создал каналы, но следить за таким количеством информации в мессенджере трудно.
Статистика в Instagram* увеличилась. Подозреваем, что временно.
В проектах агентства мы сконцентрировались на Instagram* и VK. Но на активный трафик из одной социальной сети в другую мы не рассчитываем. Аудитория в VK — это скорее люди в возрасте 35+, в Instagram* — более молодая публика, хочется охватить обе группы. Однако в VK крутые рекламные инструменты, которых нет в Instagram*, это стоит протестировать.
«Одноклассники» пока не используем. Страшно.
Если говорить про продвижение ресторанов на альтернативных площадках, то не совсем релевантен, например, «Яндекс.Дзен». В этом случае мы снова возвращаемся к смене стратегии: для площадки нужно делать увлекательно, полезно, длинно».
[]
Наталья Седова
PR-директор ресторанов Александра Оганезова, коммуникационное агентство Pin PR Boutique:
«Сейчас есть смысл работать с каждой доступной социальной сетью, в которой может быть ваша целевая аудитория. Со 100% вероятностью сложно сказать, откуда гости получают информацию о том или ином ресторане. Мы в свое время сделали акцент на Instagram*, работе со СМИ и инфлюенсерами.
Если есть возможность и время работать со всеми — это надо делать.
Каждая социальная сеть живет по своим правилам: формат в каждой сетке разный. Мы пока что только присматриваемся к VK, у этой соцсети есть одно серьезное преимущество — возможность делать таргетинговую рекламу. Еще до блокировки Instagram* мы сделали канал для наших ресторанов в Telegram, однако пока продолжаем работать через VPN. Но нашим приоритетом остается Instagram*, используем его через VPN.
Охваты, безусловно, упали. Люди стали меньше постить, а социальная сеть живет постами, перепостами и сториз. Сейчас такой момент, когда многие в состоянии стресса совершают очень много действий, которые не дают результат. Я рекомендую проанализировать возможности своей команды с холодной головой, протестировать рынок и выработать новую стратегию работы, изучать, двигаться дальше».
*Instagram признан экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.
Фотографии: unsplash.com