Как проверять работу сотрудников ресторана: опыт Максата Ишанова
Генеральный управляющий холдинга Food Retail Group, куда входят более 40 ресторанов, рассказал, как построить систему контроля персонала.
Материал выходит в рамках серии деловых дискуссий Restoclub Lunch. Партнером проекта выступает Lenmix — экспертная компания, которой успешные люди доверяют выбор вдохновляющих продуктов премиальных брендов.
Существует несколько традиционных систем оценки качества работы персонала, и у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Мы пробовали применять каждую из них у себя в холдинге, и сейчас активно работаем над тем, чтобы сформировать свою собственную адаптированную систему: универсальную для совсем разных сетевых концепций — «Две палочки» и «Марчеллис», а также наших локальных проектов.
О трех классических системах проверки
Как это происходило до сегодняшнего дня в «Двух палочках». Во-первых, регулярно проводилась открытая проверка: сетевой шеф-повар и сетевой управляющий по определенному графику регулярно посещали заведения и оценивали их по ряду пунктов. При этом, конечно, сотрудники заранее не знали, когда именно к ним придет проверка. Дополнительно действовала самая распространенная система контроля — «Тайный гость». Принцип ее работы везде одинаков, различается только содержание анкет, которые заполняют проверяющие, и количество вопросов в них. Самая большая сложность в данном случае заключается в том, чтобы контролировать качество подготовки самих тайных гостей. Их набором и обучением занимается компания-подрядчик, она же должна постоянно находить новых специалистов. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда официант легко вычисляет, что перед ним тайный гость — по поведению, набору блюд, которые заказывает человек. Часто компания нанимает людей, для которых поход в ресторан не является чем-то обыденным. В результате он выдает себя манерой разговора, заказом нестандартных для ежедневного посещения блюд. Бывает и такое, что в ресторан приходят одни и те же люди — официанты их давно знают и просто играют свою роль. В итоге серьезно падает объективность оценки.
На фото: сотрудники ресторана «Марчеллис»
Другая система, которая называется Tune, работала в «Марчеллис». Ее суть заключается в том, что в роли проверяющих выступают сами сотрудники, начиная от линейных и заканчивая управленцами — они посещают другие рестораны сети и оценивают их. Плюс такого подхода — минимальные затраты. И, если, к примеру, официант участвует в проверке ресторана, он, сам того не осознавая, набирается опыта, проходит обучение и затем может использовать это в своей работе. При этом, конечно, есть риск, что он не будет до конца объективен — все-таки сотрудники разных ресторанов сети дружат и общаются друг с другом. Но в то же время они знают, на что нужно акцентировать внимание, и могут рассказать о проблемах, которые раньше никто не замечал.
В вопросе контроля качества трудно открыть какую-то Америку, здесь нет ничего нового. Основная проблема заключается в том, чтобы результат этих проверок был репрезентативным. Когда я вижу, что показатели в разных ресторанах находятся примерно на одном и том же уровне, я понимаю, что анкеты заполняются халатно. В случае же с открытой проверкой, которую делает главный сетевой управляющий, возникает опасность сглаживания углов: вряд ли он будет честно сообщать о том, что в его ресторане все плохо со знанием меню, качеством блюд — ведь тогда вопросы будут к нему же. Так уж устроена психология: ругать себя очень сложно.
О собственной «Службе качества»
Исходя из своего опыта, я пришел к пониманию того, как сделать контроль объективным и беспристрастным. И мы решили построить структуру, которая будет суверенной — это прежде всего. В идеале она не должна зависеть ни от кого, но по факту она будет подчиняться одному лицу, которое не является заинтересованным: например, генеральному управляющему или акционеру. Проект называется «Служба качества». Это отдел, в который входят три человека, контролирующих работу всех проектов холдинга. Сейчас мы тестируем эту систему в сетевых концепциях, а потом реализуем в монобрендовых проектах — «Большой кухне» и «Библиотеке». Есть несколько условий для того, чтобы этот подход успешно работал.
На фото: сотрудник ресторана «Две палочки»
В «Службе качества» должны работать люди, которые выросли из ресторанной среды, имеют авторитет и большой опыт в этой сфере. Они понимают, что проверять на кухне, какие именно блюда заказать для проверки, как они должны выглядеть и каким органолептическим критериям отвечать. Выбор блюд для дегустации обычно происходит на основе отзывов гостей: если всем не нравится Том Ям, то мы делаем упор на него и делаем так, чтобы за месяц все повара точно научились его правильно готовить. Также сюда добавляется оценка чистоты всех подразделений, проверка соответствия блюд технологическим картам. Плюс, проверяющие будут выбирать трех-четырех официантов и экзаменовать их по всем позициям меню и маркетинговым акциям ресторана.
Сотрудники «Службы качества» не должны иметь права штрафовать проверяемых. Это не отношения «руководитель-подчиненный», здесь у каждого своя задача. Решение по штрафам должен принимать руководитель, а весь процесс должен быть максимально регламентирован. Иначе есть риск, что люди подумают, что они «богом посланы», и начнут умничать на местах.
Каждые три месяца стоит менять принцип проверки и набор проверяемых пунктов. Спустя какое-то время у проверяющих может «замылиться» глаз, и тогда процесс контроля превратится в формальность. Это как если ты месяц ездишь на работу по одному пути, ты перестаешь видеть, что происходит вокруг. Поэтому я, например, стараюсь каждый день добираться до офиса разными маршрутами: так разминается мозг и приходят новые идеи.
На фото: ресторан «Марчеллис»
Один ресторан надо проверять минимум три раза в месяц. Составляется график, который никому, кроме проверяющих, неизвестен. Они могут приехать в любое время — и утром, и вечером, и ночью. Конечно, если мы видим, что в ресторане работает вменяемый управляющий, и у него хороший результат, мы можем освободить это заведение от проверок. В то же время, другую точку будут инспектировать каждый день, пока существующие проблемы не решатся. Отмечу, что это не тайные проверки. Секретность, на самом деле, не играет большой роли: если официант не знает меню, он его при виде ревизора за 5 минут не выучит.
Главное — не поддаваться на жалобы сотрудников, уставших от проверок. Есть вероятность, что управляющие начнут ныть: вот, мол, сколько можно. Здесь нужно дать людям понять, что важны не проверки, а их результат. Безусловно, к мнению коллектива нужно прислушиваться, но если вы приняли решение отстроить качество их работы, то надо идти до конца.
В целом, я считаю, в вопросе контроля персонала, как и в любом деле, нет идеального решения. Однако, если сравнивать с «Тайным гостем», наша «Служба качества» — не только менее затратная, но и более управляемая и эффективная система. Она дает объективные данные, а дальше задача генерального или операционного директора — работать с ними на благо общего развития.
Общий материал с самыми интересными моментами дискуссии Restoclub Lunch by Lenmix читайте здесь.
Фотографии: Антон Кузнецов (фото на обложке)
9 комментариев
- А проверяете нерадивых управляющих до какого состояния?
А) становятся радивыми.
Б) на каждого по 10 заходов и перерыв.
С) до " 0 " в зарплатной ведомости. - Интерено, в чем смысл проверки ресторанов группой из трех человек, которых вся сеть будет знать в лицо? Причем, господин Ишанов пишет, что тайных гостей рано или поздно узнают или вычисляют. Так в чём же суть проверки ресторанов людьми, которых заведомо все знают в лицо? Как в этом случае проверить общение официант с гостями? Как узнать какого качества блюда кухня отдает в зал? И еще вопрос: как проверить 40 ресторанов 3 раза в месяц тремя сотрудниками? Ответ: по 2 проверки в день при 20-22-х рабочих днях. При том объеме, который возлагают на проверяющего, это сделать почти невозможно (проверка меню у 4-х официантов, проверка технологии приготовления и аудит всех подразделений ресторана). Так что сотрудников будет не три, а минимум 4. Если каждому платить хотя бы 50 тысяч на руки (а еще налоги на ЗП), то сумма получается около 250 тыс в месяц. Если разделить ее на требуемые 120 проверок в месяц, мы получаем 2 000 рублей за проверку - именно столько (в среднем) стоит одна проверка Тайным гостем. Так что в чем смысл и выгода остается загадкой.
- Кирилл, здравствуйте.
Про работу Внутренней Группы контроля качества лучше узнать у Виоллеты Гвоздовской (известный ресторатор). Ее ответ будет более компетентным, тк в своё время , когда он а управляла Палочками, в компании существовал специальны департамент "А" со схожим функционалом, но лучшей эффективностью. После Ее ухода эта группа была расформирована. А сейчас видимо возвращаются прошлым наработкам.- Добрый день, Богдан.
Мой вопрос был больше риторическим.
Тем не менее, благодарю за информацию !
- Кирилл, позвольте ответить на один из ваших вопросов - по поводу того, в чем суть проверки. В случае со Службой качества речь изначально идет об открытом контроле. Прояснили этот момент в статье.
- Добрый день, Наталия!
Я понимаю суть и методику внутренних проверок. И прочитал об этом в статье. Но мой вопрос был про то, как контролировать качество сервиса при этом ? Как внутренний контролёр оценит "шаги общения с гостем", умение продавать/предлагать, соблюдение других корпоративных стандартов? Ответ: никак. Вывод: для полной картины и оценки, без Тайных гостей не обойтись.
- Комментарий удален редакцией
- Очень полезная статья! Спасибо Максат)
Кстати вот именно общение с сотрудниками помогает выявить многие ошибки ресторана! Мы часто общаемся с официантами и поварами и стараемся сделать их работу максимально комфортной за счёт перестановок к примеру!!) Или организации работы управляющих/официантов! - Подобная система много лет существует в сети Якитория, в которой господин Ишанов был, недавнее время назад, управляющим сети. Так что, это не новаторские идеи
- Максат!А сотрудники внутренние или "внешние",если внешние -было бы интересно поучаствовать
- Комментарий удален редакцией
- Комментарий удален редакцией