1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Интервью/
  4. Как рестораны работают по QR-кодам

Как рестораны работают по QR-кодам

Рестораторы рассказали про реакцию гостей, вакцинацию персонала, проверки и отношения с государством.

С 28 июня рестораны, бары и кафе Москвы работают по новым правилам: у гостей при входе проверяют QR-код, подтверждающий вакцинацию, наличие антител или отрицательный результат свежего ПЦР-теста и смотрят паспорт. Без проверки принимать гостей могут только на террасах. Эти правила действуют до 1 августа. Как получить код и попасть в ресторан, мы рассказывали в этой инструкции.

В условиях ограничений часть проектов сосредоточилась на доставке или работе навынос, другие закрылись на ремонт или ушли на каникулы. Те, кто продолжил работу, столкнулись с падением выручки и посещаемости, проверками, негативом гостей и необходимостью вакцинировать не менее 60% сотрудников по указу Собянина. Мы расспросили владельцев и топ-менеджеров ресторанов, баров и кофеен, как они сейчас работают, как проходят проверки, что говорят гости и чего ждать дальше.


КАК ВСЕ РАБОТАЕТ


[]

Александр Мартынов

сооснователь бара «Ровесник»:

«Мы выделили одного из раннеров-официантов и попросили сидеть при входе с градусником и телефоном, чтобы проверять QR-код у каждого человека, который пытается войти внутрь.

Мы временно закрыли второй и третий этажи «Ровесника» и работаем сейчас только на первом. Вся нагрузка идет на веранду, она стала основной площадкой. Пришлось туда даже выставить дополнительные столы, потому что по вечерам не все могут усесться. На ней стало где-то 70-80 посадочных мест. Внутри почти никого нет, в первую неделю новых ограничений у нас было где-то в среднем по 10 человек в день. Сейчас, может быть, собирается 20 гостей в зале, хотя до введения ограничений у нас стабильно было по 300-400 людей в день».


[]

Артем Темиров

сооснователь кофейни и обжарочного цеха «Кооператив черный»:

«Одно из окон рядом со входом мы переоборудовали в окно навынос, сделали вторую кассу. Кассир, который стоит у окна навынос, проверяет QR-коды, паспорта и пропускает внутрь, убирая красную ленту, если все ок.

Количество гостей изменилось в среднем на 25-30%. Пока, несмотря на падение посещаемости, выручка упала всего на 17%, потому что вырос средний чек. Все приходят и очень осознанно нас поддерживают, берут обязательно вместе с напитком еще какую-то печеньку или сэндвич. Кроме заполняемости кофейни, у нас могут начать очень сильно падать оптовые продажи, потому что мы продаем кофе оптом в том числе в другие кофейни. Если у них продажи упадут на 50-70%, то это радикально скажется и на нас».


[]

Елена Токовая

директор гастробара Cavina:

«У нас стало на 90% меньше гостей. Пришлось сократить количество работников зала в смене, но никого не уволили, пытаемся сохранить команду. Работаем на доставку по району своими силами, так что наши гости получают заказ не от курьера, а от уже знакомых им официантов. Чаще всего люди заранее звонят и спрашивают, как сейчас попасть в бар».


[]

Марго Ланкина

управляющая бара The Bix:

«С введением обязательной проверки кодов мы потеряли практически всю выручку и значительный поток гостей. У нас нет веранды, бар расположен в подвале, и лето для нас — всегда низкий сезон, но теперь он буквально мертвый.

Мы изменили часы работы: раньше были открыты ежедневно с 18:00 до 3:00, теперь с воскресенья по среду работаем с 16:00 до 23:00, с четверга по субботу — с 16:00 до 3:00. Главное, что с самого открытия у нас каждый вечер был живой джаз, а теперь музыку можно услышать только с четверга по воскресенье и по очень сокращенной программе».


РЕАКЦИЯ ГОСТЕЙ


[]

Эльдар Кабиров

совладелец пиццерий «Пицца 22 см»:

«Я был искренне удивлен, что не все гости знают о новых ограничениях. Приходится им объяснять, что это не наша прихоть, что это постановление правительства. Сейчас многие с пониманием относятся к новым правилам и благодарят за работу. Посмотрим, как будет дальше. Я очень надеюсь, что наши гости проявят максимум эмпатии в нашу сторону».

  • Гости на террасе пиццерии «Пицца 22 см»

[]

Артем Темиров

сооснователь кофейни и обжарочного цеха «Кооператив черный»:

«Пока было всего несколько случаев, когда кто-то начинал агрессивно реагировать.Если нет QR-кода, мы просим сделать заказ через окно, и все спокойно соглашаются. Людей, которые начинают скандалить и говорить: «Нет, я хочу внутрь», была всего парочка. Был только один тяжелый случай: девушка начала ругаться, объяснять, что мы нарушаем ее права».


ВАКЦИНАЦИЯ ПЕРСОНАЛА


[]

Екатерина Бабкина

управляющий партнер ресторана Capito:

«Мы еще не набрали нужные 60% вакцинированных сотрудников, но вопросы уже есть. Как отмечать в системе работников с отводом от вакцинации по медицинским показаниям? Если кто-то из рестораторов отстраняет людей от работы из-за нежелания делать прививку, почему эти сотрудники продолжают входить в общее число? Как добирать нужные 60% в таких случаях, непонятно».


[]

Александр Мартынов

сооснователь бара «Ровесник»:

«У нас привилось больше 60% персонала еще до первого объявления о необходимости вакцинироваться для сотрудников общепита. Мы немножко рассказали ребятам про вакцину, про плюсы и минусы, обсудили все внутри. Многие боялись делать это в одиночку, поэтому мы составили расписание и ходили на прививки вместе. Сейчас у нас где-то 70% привилось, 20-30% крайне негативно относятся к вакцинации».

  • Окно навынос в баре «Ровесник»

ПРОВЕРКИ


[]

Эльдар Кабиров

совладелец пиццерий «Пицца 22 см»:

«Насколько я знаю, в Москве целенаправленно проверять QR-коды приходили только в заведения, которые нарушали, и это было понятно из социальных сетей. К нам заглядывают сотрудники районной управы, проверяют маски, перчатки, и все. Полицейских не было. Мы исполняем все пункты постановления, несмотря на абсурдность ситуации».


[]

Александр Мартынов

сооснователь бара «Ровесник»:

«Мы не видели проверок, если они есть, то предполагаю, что все анонимно: приходят люди в штатском и пробуют пройти внутрь, составляют отчет».


[]

Артем Темиров

сооснователь кофейного кооператива «Черный»:

«Проверок после введения QR-кодов не было, они были до. К нам приходили, смотрели наличие масок, перчаток. Санкции занепроверку QR-кодов достаточно суровые, вплоть до приостановления работы на 90 суток, а из такого вылезти потом будет очень дорого и сложно, поэтому лучше соблюдать правила».


ОБЩЕПИТ И ГОСУДАРСТВО


[]

Александр Мартынов

сооснователь бара «Ровесник»:

«Конечно, в каком-то очень оптимистичном сценарии мы рассчитываем на меры поддержки. В реалистичном, скорее всего, ничего не будет. Объявили, что 100 предприятий получат компенсацию НДФЛ (речь о компенсации НДФЛ первым 100 предприятиям, которые вакцинируют 60% работников — прим. ред.). Но этой сотней будут какие-то маленькие заведения, которые уже подали информацию о вакцинации. Мы не попадем в этот список, потому что предприятий десятки тысяч, и оказаться в числе этих 100 — практически нереально. Еще объявили, что компенсируют траты на коммунальные услуги за третий квартал. Это капля в море, но приятно, поэтому мы, конечно, подадим документы.

Если будет какая-то петиция против QR-кодов, то мы будем «за», потому что система QR-кодов, введенная только в общепите, вызывает очень много вопросов, и явно нужно что-то менять. В текущем формате это нежизнеспособно для всей отрасли».


[]

Артем Темиров

сооснователь кофейного кооператива «Черный»:

«Мы не рассчитываем получить поддержку от города, потому что администрация всячески показывает, будто у общепита все супер, проблемы никакой нет. Просить ни о чем мы никого не собираемся. У нас нет времени, чтобы общаться с чиновниками, потому что мы маленькие и на наше мнение, на самом деле, всем наплевать. Мы, с точки зрения государства, просто не существуем, зато мы есть для нашей аудитории, вот для нее мы сейчас стараемся и рассчитываем на поддержку».


[]

Екатерина Бабкина

управляющий партнер ресторана Capito:

«Нашей отрасли нужно, чтобы государство официально признало пандемию чрезвычайной ситуацией и выделило спецподдержку: покрытие аренды, коммунальных услуг, налогов, ФОТа, как это было сделано в европейских странах. Все остальные меры, которые были предложены в прошлый локдаун и сейчас, — капля в море и не имеют критического значения для выживания бизнеса.

Из реально полезных и необходимых мер для ресторанной отрасли, которые хотела бы лоббировать, — упрощение выдачи разрешений на веранды. Сейчас это такая сумасшедшая бюрократия, которая занимает баснословное количество времени и имеет множество неактуальных ограничительных критериев».