Вишневый сад
комедия в пяти действиях
Действующие лица:
Важный господин
Хостес
Бармен
Официант
Гость
Действие происходит в ресторане на Владимирском проспекте.
Действие первое.
Ноябрьский вечер. На улице темно. У театра - это соседняя с рестораном дверь - толпится народ. Некоторые едят припасенные бутерброды. В ресторане совершенно пусто. Входит Гость.
Гость. Здравствуйте, можно ли поужинать?
Хостес (улыбается). Конечно. Где Вы хотите расположиться?
Гость (кинув взгляд на квадратные столики со свисающими белыми салфетками аля ришелье). А второй этаж можно посмотреть?
Хостес. Конечно.
Гость в пальто поднимается на второй этаж, за ним следуют хостес и официант с двумя досками, на которых листки с меню.
Гость (увидев качественную лепнину и большой камин). Мне здесь больше нравится. Но вам, наверное, побегать придется?
Хостес (улыбается). У нас кухня на втором этаже, так что вовсе нет. (Уходит.)
Гость снимает пальто, кладет его на спинку кресла, размещается за небольшим столиком у окна. Берет меню. Читает.
Входит Важный господин.
Пауза.
Важный господин что-то говорит официанту. Гость не прислушивается.
Официант (подходит к гостю). Извините, но второй этаж не работает. Тут сейчас будут проводиться работы.
Гость. Ну, хорошо. (Берет пальто, спускается.)
Пауза. Во время нее официант с досками следует по лестнице вниз за спускающимся Гостем.
Хостес (удивленно). Вы решили остаться на первом этаже?
Гость. На втором будут проводится какие-то работы.
Хостес о чем-то разговаривает с официантом. Гость не прислушивается.
Действие второе.
За угловым столиком на первом этаже сидит одинокий голодный Гость. Читает меню.
Официант. Что-нибудь выбрали?
Гость. Рагу из кальмаров с белой фасолью, пожалуйста. И скумбрию. А почему в меню нет десертов?
Официант. У нас десерты все свои, и как раз сейчас пришел кондитер и их разрабатывает.
Гость (про себя). У Чехова немного абсурда - обязательный элемент. (Вслух.) Ну хорошо, а где в меню вина по бокалам? Тут написаны разные объемы через черточку, но цена одна - только за бутылку.
Официант смотрит в меню и уходит консультироваться. У бара начанается обсуждение. Гость не прислушивается.
Официант (вернувшись). Вот есть бутылка 375 мл, это вино очень хорошо подойдет ко всему вашему заказу.
Гость (про себя). Внушает оптимизм. Значит, вкус блюд уже стабилен и известен персоналу. (Вслух) Спасибо. Я подумаю. А принесите-ка мне ройбуш с черникой. Чайник.
Официант. Может, какие-то добавки в чай? Лимон, мяту?..
Гость. Не стоит. Он же уже с черникой.
Официант приносит чай в симпатичном белом чайнике, форма которого намекает на постмодернистскую интерпретацию модерна.
Гость пьет чай, носит свой пиджак, а в это время - прям по Чехову - рушится его гастрономическая судьба.
Действие третье.
С кухни все сильнее и сильнее доносится рыбный запах.
Официант. Вот ваше рагу.
Гость разочаровано ковыряет в тарелке белую фасоль, находит в ней ломтик кальмара, жует.
Гость (про себя). Рагу, как мне помнится - это когда все протушивается вместе. А тут - очень похожая на консервированную фасоль - отдельно, жесткие, очень похожие на консервированные четыре маленьких куска кальмара - отдельно. Никакой общей связи. И еще очень горько. И все это стыдливо прикрыто кучкой корна, двумя тонкими дольками редиски и несколькими черри. (Отдает тарелку официанту.)
Официант. Вам не понравилось?
Гость. Очень жестко и горько.
Официант уносит тарелку. Гость пьет чай.
Действие четвертое.
Официант появляется с тарелкой, на которой филе жареной скумбрии, поверх филе что-то вроде сальсы, рядом картофельное пюре.
Официант (с надеждой на лучшее). Вот ваша рыба. А горечь в рагу была из-за рукколы.
Гость. Вы так думаете? (Про себя.) Сказать, что там не было обнаружено рукколы? А вдруг она была на дне? А до дна я не добрался. Не стоит огорчать хорошего человека.
Пауза.
Гость (попробовав рыбу, официанту). Как вы думаете, стоит ли класть на относительно горячее филе ледяную сальсу? Давайте будем называть эту овощную субстанцию так.
Официант молчит.
Гость сдвигает сальсу и ест съедобную рыбу с еле теплым пюре. Изредка вынимает из филе тонкие кости. Белая подсветка позволяет их обнаружить.
Гость (про себя). В детском садике было лучше, чем в Вишневом (доедает, пока «горячее»). Счет, пожалуйста.
Действие пятое.
Официант приносит счет. В счете - рагу, скумбрия и чай.
Гость. А рагу вы не хотите исключить?
Официант. Если вы хотите, можем исключить.
Гость. А вы сами не хотите?
Официант с готовностью уходит.
Пауза. Гость пьет чай.
Официант приносит счет. В счете - скумбрия и чай.
Гость расплачивается картой.
Гость. Спасибо.
Официант. Всего вам доброго.
Гость одевается, идет к выходу мимо хостес и бармена.
Хостес (принужденно улыбается). До свидания.
Бармен. До свидания.
Гость. До свидания.
Гость выходит на темную ноябрьскую улицу и думает о Лопахине. О том, что может, действительно, стоит время от времени рубить вишневые сады и делить их на дачи.
Гость (почти вслух, цитируя). Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего.
В фойе театра - это соседняя дверь - суетятся несколько запоздавших зрителей.
Кажется, где-то вдали стучат топором по дереву. Но Гость не прислушивается.
Занавес.