Еда в искусстве: живопись
Гастро-находки на полотнах великих художников
Еда повсеместна, и она находит свое отражение в литературе, кино и, конечно, живописи. Расскажем обо всем по порядку — и начнем с нескольких картин великих художников, не претендуя на статус исчерпывающей подборки. Следите за руками!
Винсент Ван Гог
«Ночное кафе»
Начнем с «Ночного кафе». Сразу слово автору:
«В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета».
Интересные детали:
Картину писали с антуража реального привокзального кафе в городе Арль. Хозяева были близкими знакомыми художника и временами позировали для его работ.
В письме к своему брату Ван Гог утверждал, что потратил в этом кафе настолько много денег — что картина в некоторой степени является местью.
Купец Иван Морозов приобрел оригинал за 3 000 рублей в 1908 году. В современных деньгах это примерно 3 000 000 рублей.
В 30-ые годы картину национализировали, продали в частную коллекцию, а после завещали Йельскому университету. Потомки Морозова предпринимают попытки отсудить покупку своего великого предка, но без заметных успехов.
То же самое кафе можно наблюдать на картине Поля Гогена «Кафе в Арле», использованной на обложке этого материала.
Планировка заведения вполне современная, за исключением часов. Где-то в середине XX века стало ясно, что если убрать часы подальше от гостей — они проведут в заведении больше времени. Особенно этот трюк любят в казино.
«Ночная терраса кафе»
Картина относится к «трилогии ночного неба» вместе со «Звездной ночью над Роной» и культовым «Звездным небом». Что характерно — «Ночная терраса кафе» была написана первой.
Интересности следующие:
- В картинке вообще не используются черные краски, хотя казалось бы.
- Мы нашли несколько подтверждений того, что оригинальное кафе было уничтожено бомбардировками в 1944 году. Однако, сегодня на том же самом месте стоит убедительная реконструкция. Миф или подделка — решать вам.
- Отзывы на Cafe Van Gogh кошмарные, но с «историческими» заведениями так обычно и бывает — огромный приток гостей лишает необходимости стараться над меню или сервисом.
Эдвард Хоппер
«Полуночники»
Это самая известная картина Хоппера, хоть и не самая ранняя в нашей подборке.
Отмечаем некоторые детали:
- Характерные для художника моменты: темная улица, отчужденность посетителей кафе, неопределенное время, отсутствие входа или выхода, скрытые источники света.
- Хоппер взялся за кисть на следующий день после атаки на Пёрл-Харбор , когда по всем Штатам распространилась густая атмосфера подавленности и ужаса — это чувствуется.
- Что касается самого кафе, то это типичная Нью-Йоркская закусочная 40-ых годов. Широкие окна, барная стойка по кругу, простенькая униформа, а в меню наверняка кофе и пирог, фирменный омлет и сэндвичи.
Sunlight in a Cafeteria
Сюжетно эта картина противопоставляется «Полуночникам». Там — тьма, отчуждение и взгляд снаружи. Здесь — солнце, связь и взгляд изнутри. Но тема одиночества в большом городе никуда не делась, всё же это Хоппер.
«Автомат»
Работа изображает уже вышедшее из моды «механизированное кафе». Концепция простая: закрытая кухня, никаких официантов, вендинговый стенд с готовыми блюдами за стеклом. Кладешь монетку — достаешь блюдо, обедаешь, уходишь.
Из интересных деталей:
- Подобные заведения появились под конец XIX века и угасли в 1970-х из-за конкуренции с фастфудами.
- Интересный комментарий от критика Кэрол Троен: «К тому времени, когда Хоппер нарисовал свою картину (1920-е), автоматы стали продвигаться как безопасные и пристойные места для работающих женщин, желающих пообедать в одиночестве».
- Что касается девушки на картине, то по словам Вейланда Шмида, она «смотрит на свою кофейную чашку так, как если бы это была последняя вещь в мире, которую она в состоянии удержать». Знакомо? Уж наверняка.
Soir Bleu («Синий вечер»)
Картина написана в 1914 году в Нью-Йорке, спустя четыре года после посещения автором Парижа.
Пройдемся по деталькам:
- Персонажи на полотне символизируют социальный срез тех лет: проститутка, артист, военный, богема и аристократы. Грустный клоун с сигареткой — это, конечно, все мы.
- Сама концепция сцены из уличного кафе — оммаж на работы Тулуз-Лотрека и Дега, которыми Хоппер восхищался с юности. Обратите внимание, что картина была написана за несколько десятилетий до «Полуночников» и прочих светских работ, то есть Soir Bleu это первый эксперимент в сюжете, что затем станет визитной карточкой Хоппера.
- Что касается кафе — это обыкновенное уличное местечко. В Париже, как и в любом другом городе, легко найти такое же, разве что теперь проблематично обнаружить в одном заведении представителей такого количества социальных групп.
Эдуард Мане
«Бар в "Фоли-Бержер"»
На полотне изображено знаменитое парижское кабаре, где в свое время выступали Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Чарли Чаплин и Фрэнк Синатра. Мане делал наброски прямо на месте, устроившись подле сцены. Девушка в центре — местная барменша Сюзон.
А вот тонкие детали, которые сложно понять вне контекста эпохи:
- Апельсины считаются типичным для Мане маркером порочности. Обратите внимание, как они расположены в одном ряду с шампанским, пивом и самой Сюзон — в этом кабаре продается всё.
- В левом верхнем углу наблюдаются ноги акробата — распространенный аттракцион тех лет.
- Светильники на колоннах — одно из первых изображений электрического света в живописи.
- Бутылки с треугольниками — это английский Bass Ale, намекающий на антинемецкие настроения во Франции конца XIX века.
«Уголок кафешантана» и «Кафешантан»
Это две самостоятельные половинки единой работы, воспроизводящей убранство и настроение местечка Brasserie de Reichshoffen.
Рассказываем про интересности:
- Кафешантан или Café-chantant — это «поющее кафе», заведение со сценой, выпивкой и простыми блюдами. Как кабаре, но более дешевое и спонтанное. Такие местечки были характерны для Парижа конца XIX века и крайне популярны среди местной богемы.
- «Уголок» обязан своему появлению ловкости официантки. Мане делал эскиз прямо во время концерта, и был поражен как легко этой женщине удается лавировать в толпе, удерживая множество стаканов. Он тут же предложил ей стать натурщицей для картины, и та согласилась — но при условии сопровождения в лице своего друга (изображен в синем).
Борис Кустодиев
«Московский трактир»
Эта картина изображает весьма убедительное чаепитие старообрядцев-ямщиков (посыльных на царской службе).
Интересные детали:
Прообраз заведения — трактир на Вербном торгу близ Спасской башни. Судя по реакции современников, картину можно считать достоверной — так всё и было.
Над столом висит икона Николая Чудотворца — покровителя ездоков, а за ней веточка вербы, потому что Пасха.
Птицы в клетушках и граммофон — для развлечения.
Московские трактиры различались по рангу, но, как правило, состояли из отдельных кабинетов, зала для благородной публики и еще одного для простолюдинов.
Однако трактир на картине — профильный, для извозчиков, а потому имел дворик с колодами для лошадей.
Далее выдержка из знатока Москвы Владимира Гиляровского:
Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь в сухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда – пьянство. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит.
И да, «Московский трактир» можно посмотреть лично в Третьяковской галерее.
Фотографии: Поль Гоген «Кафе в Арле»