1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Индустрия/
  4. Еда в искусстве: живопись

Еда в искусстве: живопись

Гастро-находки на полотнах великих художников

Еда повсеместна, и она находит свое отражение в литературе, кино и, конечно, живописи. Расскажем обо всем по порядку — и начнем с нескольких картин великих художников, не претендуя на статус исчерпывающей подборки. Следите за руками! 

Винсент Ван Гог

  • Ночное кафе
  • Ночная терраса кафе

«Ночное кафе»

Начнем с «Ночного кафе». Сразу слово автору: 

«В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета».

Интересные детали:

  • Картину писали с антуража реального привокзального кафе в городе Арль. Хозяева были близкими знакомыми художника и временами позировали для его работ.

  • В письме к своему брату Ван Гог утверждал, что потратил в этом кафе настолько много денег — что картина в некоторой степени является местью.

  • Купец Иван Морозов приобрел оригинал за 3 000 рублей в 1908 году. В современных деньгах это примерно 3 000 000 рублей.

  • В 30-ые годы картину национализировали, продали в частную коллекцию, а после завещали Йельскому университету. Потомки Морозова предпринимают попытки отсудить покупку своего великого предка, но без заметных успехов.

  • То же самое кафе можно наблюдать на картине Поля Гогена «Кафе в Арле», использованной на обложке этого материала.

  • Планировка заведения вполне современная, за исключением часов. Где-то в середине XX века стало ясно, что если убрать часы подальше от гостей — они проведут в заведении больше времени. Особенно этот трюк любят в казино.

«Ночная терраса кафе» 

Картина относится к «трилогии ночного неба» вместе со «Звездной ночью над Роной» и культовым «Звездным небом». Что характерно — «Ночная терраса кафе» была написана первой.

Интересности следующие: 

  • В картинке вообще не используются черные краски, хотя казалось бы.
  • Мы нашли несколько подтверждений того, что оригинальное кафе было уничтожено бомбардировками в 1944 году. Однако, сегодня на том же самом месте стоит убедительная реконструкция. Миф или подделка — решать вам. 
  • Отзывы на Cafe Van Gogh кошмарные, но с «историческими» заведениями так обычно и бывает — огромный приток гостей лишает необходимости стараться над меню или сервисом.

Эдвард Хоппер

  • Полуночники
  • Sunlight in a Cafeteria
  • Автомат
  • Soir Bleu («Синий вечер»)

«Полуночники»

Это самая известная картина Хоппера, хоть и не самая ранняя в нашей подборке.

Отмечаем некоторые детали:

  • Характерные для художника моменты: темная улица, отчужденность посетителей кафе, неопределенное время, отсутствие входа или выхода, скрытые источники света. 
  • Хоппер взялся за кисть на следующий день после атаки на Пёрл-Харбор , когда по всем Штатам распространилась густая атмосфера подавленности и ужаса — это чувствуется.
  • Что касается самого кафе, то это типичная Нью-Йоркская закусочная 40-ых годов. Широкие окна, барная стойка по кругу, простенькая униформа, а в меню наверняка кофе и пирог, фирменный омлет и сэндвичи.

Sunlight in a Cafeteria

Сюжетно эта картина противопоставляется «Полуночникам». Там — тьма, отчуждение и взгляд снаружи. Здесь — солнце, связь и взгляд изнутри. Но тема одиночества в большом городе никуда не делась, всё же это Хоппер.

«Автомат»

Работа изображает уже вышедшее из моды «механизированное кафе». Концепция простая: закрытая кухня, никаких официантов, вендинговый стенд с готовыми блюдами за стеклом. Кладешь монетку — достаешь блюдо, обедаешь, уходишь.

Из интересных деталей:

  • Подобные заведения появились под конец XIX века и угасли в 1970-х из-за конкуренции с фастфудами. 
  • Интересный комментарий от критика Кэрол Троен: «К тому времени, когда Хоппер нарисовал свою картину (1920-е), автоматы стали продвигаться как безопасные и пристойные места для работающих женщин, желающих пообедать в одиночестве». 
  • Что касается девушки на картине, то по словам Вейланда Шмида, она «смотрит на свою кофейную чашку так, как если бы это была последняя вещь в мире, которую она в состоянии удержать». Знакомо? Уж наверняка.

Soir Bleu («Синий вечер»)

Картина написана в 1914 году в Нью-Йорке, спустя четыре года после посещения автором Парижа.

Пройдемся по деталькам:

  • Персонажи на полотне символизируют социальный срез тех лет: проститутка, артист, военный, богема и аристократы. Грустный клоун с сигареткой — это, конечно, все мы. 
  • Сама концепция сцены из уличного кафе — оммаж на работы Тулуз-Лотрека и Дега, которыми Хоппер восхищался с юности. Обратите внимание, что картина была написана за несколько десятилетий до «Полуночников» и прочих светских работ, то есть Soir Bleu это первый эксперимент в сюжете, что затем станет визитной карточкой Хоппера.
  • Что касается кафе — это обыкновенное уличное местечко. В Париже, как и в любом другом городе, легко найти такое же, разве что теперь проблематично обнаружить в одном заведении представителей такого количества социальных групп.

Эдуард Мане

  • Бар в «Фоли-Бержер»
  • «Уголок кафешантана» и «Кафешантан»

«Бар в "Фоли-Бержер"»

На полотне изображено знаменитое парижское кабаре, где в свое время выступали Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Чарли Чаплин и Фрэнк Синатра. Мане делал наброски прямо на месте, устроившись подле сцены. Девушка в центре — местная барменша Сюзон. 

А вот тонкие детали, которые сложно понять вне контекста эпохи:

  • Апельсины считаются типичным для Мане маркером порочности. Обратите внимание, как они расположены в одном ряду с шампанским, пивом и самой Сюзон — в этом кабаре продается всё.
  • В левом верхнем углу наблюдаются ноги акробата — распространенный аттракцион тех лет.
  • Светильники на колоннах — одно из первых изображений электрического света в живописи.
  • Бутылки с треугольниками — это английский Bass Ale, намекающий на антинемецкие настроения во Франции конца XIX века. 

«Уголок кафешантана» и «Кафешантан»

Это две самостоятельные половинки единой работы, воспроизводящей убранство и настроение местечка Brasserie de Reichshoffen.

Рассказываем про интересности:

  • Кафешантан или Café-chantant — это «поющее кафе», заведение со сценой, выпивкой и простыми блюдами. Как кабаре, но более дешевое и спонтанное. Такие местечки были характерны для Парижа конца XIX века и крайне популярны среди местной богемы.
  • «Уголок» обязан своему появлению ловкости официантки. Мане делал эскиз прямо во время концерта, и был поражен как легко этой женщине удается лавировать в толпе, удерживая множество стаканов. Он тут же предложил ей стать натурщицей для картины, и та согласилась — но при условии сопровождения в лице своего друга (изображен в синем). 

Борис Кустодиев

  • Московский трактир

«Московский трактир»

Эта картина изображает весьма убедительное чаепитие старообрядцев-ямщиков (посыльных на царской службе).

Интересные детали:

  • Прообраз заведения — трактир на Вербном торгу близ Спасской башни. Судя по реакции современников, картину можно считать достоверной — так всё и было.

  • Над столом висит икона Николая Чудотворца — покровителя ездоков, а за ней веточка вербы, потому что Пасха.

  • Птицы в клетушках и граммофон — для развлечения.

  • Московские трактиры различались по рангу, но, как правило, состояли из отдельных кабинетов, зала для благородной публики и еще одного для простолюдинов. 

  • Однако трактир на картине — профильный, для извозчиков, а потому имел дворик с колодами для лошадей.

Далее выдержка из знатока Москвы Владимира Гиляровского:

Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь в сухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда – пьянство. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит.

И да, «Московский трактир» можно посмотреть лично в Третьяковской галерее.