С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который сменил ранее действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
При этом участившиеся плановые и внеплановые проверки территориальными управлениями Роспотребнадзора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сопровождаются нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Например, в Санкт-Петербурге распоряжения о проведении плановых и внеплановых проверок издаются начальниками территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу. Несмотря на то, что в распоряжениях указано, что проверка проводится на основании Федерального закона № 294-ФЗ, требования этого Закона грубо нарушаются с началом проведения надзорных мероприятий.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения, которое выдается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля. Органом государственного контроля в субъекте Федерации Санкт-Петербург является Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу. Следовательно, распоряжения о проведении проверок могут подписывать только руководитель или заместители руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу. В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в соответствии с ее назначением. И статьей 20 этого Закона предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
А к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 вышеназванного Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)).
В распоряжениях также имеется ссылка на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 года № 658.
Пунктом 2 данного Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется в соответствии с: Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который утратил силу 1 мая 2009 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 27 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что «нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом».
Административный регламент вступил в противоречие с законодательством в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ.
Так, в пункте 7.1. Административного регламента указано, что «порядок организации и проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности, в том числе сроки проведения таких мероприятий регулируются положениями главы II Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В пункте 7.8. Административного регламента указано, что мероприятия по надзору проводятся на основании соответствующего распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, а для внеплановых проверок - начальника (заместителя начальника) территориального отдела территориального органа Службы с предварительным направлением руководителю территориального Службы служебной (докладной) записки о необходимости проведения внеплановой проверки и последующим уведомлением руководителя территориального органа Службы об издании соответствующего распоряжения. В распорядительной части указываются: подпись руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии.
При таких обстоятельствах начальники территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу не полномочны подписывать распоряжения о проведении плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В практике Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу участились случаи рассмотрения дел об административных правонарушениях и вынесения постановлений о привлечении руководителей юридических лиц к административной ответственности начальниками территориальных отделов.
Следует отметить, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности. При этом ответственность как мера государственного воздействия должна применяться только в порядке, четко предусмотренном законом.
В соответствии со статьей 23.49 Кодекса дела об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частями 3 и 4 статьи 14.16, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. В силу пункта 2 данной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей вправе: 1) главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители; 2) начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
Согласно приказу Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека от 21 декабря 2004 года № 37 «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека» территориальное управление Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Санкт-Петербургу реорганизовано в форме слияния с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, которое является его правопреемником.
Таким образом, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей полномочно только руководители территориальных Управлений Роспотребнадзора и их заместители.
Правовой статус начальника территориального отдела территориального Управления Роспотребнадзора не соответствует критериям должностного лица, правомочного рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей от имени Управления. Следовательно, принятые такими должностными лицами постановления по делам об административных правонарушениях признаются незаконными и подлежат отмене как принятые неуполномоченными лицами.