20 мая 2016 года
Записала беседу с одним экспертом. Имя просил не называть, - то ли назло «Антон Семенычу Шпаку», то ли по стремлению к «скромной элитарности русской». О ней, собственно, и пойдет речь в первой части моего исследования.
Что меня заинтересовало?
Постоянная клиентура дорогих ресторанов передает имена мастер-шефов из уст в уста, - как некий символ причастности, элитарности. Кухня хорошего повара представляется священным местом. Случайный человек не может коснуться его даже мысленно.
Вот и спросила я, неученая, у г-на ****славского: "Как сделать шеф-повара брендом?" Ответ получился занимательным.
Русский мастер-шеф: скромная элитарность
Вот вам типичный образец отечественного брендирования: «Сходили вчера на пожарские к Иванычу». Произносится с легкой небрежностью, загадочным видом и как бы невзначай.
«Не свой» человек, оказавшись в кругу знатоков, обязан скромно промолчать. Упаси Господь вопросить во всеуслышание: «А что за пожарские, у какого Иваныча?». Сразу наградят бесплатной порцией русского сарказма. Или глянут эдак снисходительно.
И только после, кулуарно, шепотом вы можете спросить у самого лояльного участника беседы о загадочном Иваныче и его «пожарских».
Традиция сия прошла сквозь века из рестораций имперских. В кои доступ холопам ограничен зело.
Русский шеф-повар чрезвычайно искусен, - однако, скромен и не жаждет славы, не лезет «поперед батьки в пекло». За ним ходит слава народная. И посетители, коль Иванычу вздумалось перейти в другую ресторацию. Тогда, что называется... вари лапшу :(
Заморская звезда
А как там-то, на Западе? Буржуйские заведения активно пиарятся за счет поваров, а мастер-шефы – за счет заведений. И практика сия недостойная, аки спрут, захватывает землю русскую.
Вот вам пример – московский Grand Cru с его знаменитым Кетгласом. А Гордона Рамзи помнит всякий телезритель, с экрана глазами едящий :)
Капризны зело звезды заморские: не покомандуешь ими безбожно. Царствовать на кухне склонны, посудой швыряться и брань тарабарскую исторгать. Не привыкли они к неспешной, развеселой работе местных поварят: там небось, да вон там на «авось». За репутацию, гады, ратуют.
Под звезду заморскую, считай, революцию надобно делать. Отношение к работе, качество продуктов, оборудование иже с ними. Иначе не приживется надолго.
На бренде поварском ресторацию строить – делу наперед яму рыть. Потому как погонится мастер-шеф за рублем длинным аль долларом зеленым, и все, нет ресторации.
Резюме с открытым финалом
Ушел загадочный г-н ***славский, оставив недопитый кофе, а я задумалась. Правда, как быть? Очень уж по нраву образ лихого мужичка в фартуке да с реманентом поварским – нам, романтичным барышням, в кулинарии бесталанным :) Приживется ли персональный бренд шеф-повара на обширном пространстве постсоветском?
Надо подумать…